Судья Гуляева Л.Г. Дело № (2011) КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Янишевской Л.В., судей областного суда Мариной Ж.В., Апокиной Е.В., при секретаре Шепеленко Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2011 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по кассационной жалобе представителя истца по доверенности А.З.Г. на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 09 ноября 2011 года по делу по иску К.Н.Г. к Дятьковской городской администрации о признании незаконными отказов в постановке на очередь на получение жилья как участника Великой Отечественной войны, у с т а н о в и л а: К.Н.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что является участником ВОВ, награждена медалями, в том числе «За оборону Ленинграда». После войны переехала и проживала в неблагоустроенном жилье с сыном и матерью в <адрес>. После ухода на пенсию, в 1988 году переехала в г.Дятьково Брянской области, где была прописана и проживала в квартире, принадлежащей сестре. С 2006 года была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, владельцем которой является ее сын, имеющий состав семьи 9 человек. Письмом главы Дятьковской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку она имеет право пользования благоустроенным жилым помещением, площадью 59,1 кв.м. при учетной норме жилья в г.Дятьково 12 кв.м. В процессе рассмотрения дела К.Н.Г. уточнила свои требования, указав, что в конце 2010 года её сыном было принято решение о продаже вышеуказанной квартиры и 24.05.2011 года она снята с прежнего регистрационного учета, поскольку это необходимое условие для подписания договора купли-продажи. С 24 мая 2011 года она зарегистрирована по адресу: <адрес> - для временного проживания до 24.11.2011 года. Другого жилья она не имеет. Однако 27.10.2011г. решением Дятьковской городской жилищно-бытовой комиссии ей вновь отказано в постановке на учет, в связи с установленными обстоятельствами намеренного ухудшения своих жилищных условий. Отказы Дятьковской городской администрации в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от 10.02.2010 года и 27.10.2011 года считает необоснованными, немотивированными и просит обязать Дятьковскую городскую администрацию поставить ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны для получения жилья на основании Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7.05.2008 года № В судебном заседании представители истицы по доверенности А.З.Г. и П.Л.И. иск поддержали. Представитель Дятьковской городской администрации - Р.О.С. в удовлетворении иска просила отказать. Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 09 ноября 2011 года в удовлетворении иска К.Н.Г. отказано. В кассационной жалобе представитель истца по доверенности А.З.Г. просит решение суда отменить, считая, его незаконным и необоснованным. Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав объяснения представителя истицы К.Н.Г. по доверенности А.З.Г., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона (подп. 3 пункта 1 статьи 15). Таким образом, в установленном законодательством порядке за счет средств федерального бюджета производится обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что К.Н.Г. является участником Великой Отечественной войны, с 2006 году была зарегистрирована и проживала как член семьи сына, в его собственной трехкомнатной квартире <адрес>, общей площадью 59,1 кв.м.; другого жилья по праву собственности не имеет. Письмом главы Дятьковской городской администрации № от 10.02.2010г., К.Н.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку она имеет право пользования благоустроенным жилым помещением, площадью 59,1 кв.м. при учетной норме жилья в г.Дятьково 12 кв.м. С 24.05.2011 года К.Н.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>. В целях установления места нахождения и проживания К.Н.Г. жилищно-бытовой комиссией Дятьковской городской администрации был произведен опрос соседей, проживающих в домах по <адрес> №, №, №, №, которые пояснили, что в <адрес> проживает только одна работающая женщина, сын которой работает в Москве, никакая другая женщина здесь не проживает. Решением жилищно-бытовой комиссии от 27.10.2011 года К.Н.Г. отказано в постановке на учет по предоставлению жилой площади, в связи с последствиями намеренного ухудшения своих жилищных условий. К.Н.Г. оспаривала в суде оба решения органа местного самоуправления об отказе в признании её нуждающейся в получении жилого помещения. Отказывая в удовлетворении требований К.Н.Г. суд первой инстанции исходил из установленных обстоятельств того, что истица, вселенная как член семьи собственника жилого помещения, проживая в квартире общей площадью 59,1 кв.м. была обеспечена благоустроенным жилым помещением сверх установленной учетной нормы жилья, в силу чего не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, а в последствии, снявшись с регистрационного учета 24.05.2011г., она тем самым ухудшила свои жилищные условия, поскольку перешла в категорию нуждающихся в жилье, что в силу ст.53 ЖК РФ допускает постановку на учет только по прошествии пяти лет. Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они сделаны в нарушении норм материального права на неверно установленных юридически значимых обстоятельствах дела. В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 ЖК РФ). Согласно Решению Дятьковского городского Совета народных депутатов от 04 мая 2006 года № 86 установлена учетная норма площади жилого помещения в МО «Город Дятьково» в размере 12 кв.м. В соответствие с частью 2 ст.51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что К.Н.Г. вселена и приобрела право пользования жилым помещением, как член семьи собственника такого помещения, для определения уровня её обеспеченности жильем в силу вышеприведенных положений ч.2 ст.51 ЖК РФ необходимо исходить из суммарной площади жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма. Как следует из материалов дела, К.Н.Г. утверждает, что состав семьи её сына 9 человек, однако судом не исследованы указанные обстоятельства, не предложено представить соответствующие доказательства для установления действительной нормы её обеспеченности жильем. Кроме того, в случае, если К.Н.Г., будучи зарегистрированной в квартире сына, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, то последующие действия по снятию её с регистрационного учета не могли повлечь ухудшения её жилищных условий. Изложенные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора и нуждаются в проверке. Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции при разрешении спора не в полной мере определил круг имеющих значение для данного дела обстоятельств, а также допустил ошибку в применении норм материального права. При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку судебная коллегия лишена возможности принять по делу новое решение. При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, определить юридически значимые для дела обстоятельства, проверить доводы сторон, дать надлежащую оценку представленным доказательствам и постановить решение в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь п.п 1,4 ч.1 ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 09 ноября 2011 года отменить с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий Л.В. Янишевская судьи областного суда Ж.В.Марина Е.В.Апокина