Судья Соловец Л.В. Дело № (2011) КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Петраковой Н.П., судей областного суда Киселёвой Е.А., Апокиной Е.В., при секретаре Клочковой С.И. рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2011 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по кассационной жалобе Е.М.И. на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 01 ноября 2011 года по делу по заявлению Е.М.И. к администрации г. Новозыбкова Брянской области о признании незаконным отказа в постановке на очередь для улучшения жилищных условий и признании за ней права на постановку на очередь для улучшения жилищных условий как ветерана и участника Великой Отечественной войны, у с т а н о в и л а: Е.М.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что является ветераном, участником Великой Отечественной войны. Обратившись в городскую администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, получила отказ, который считает неправомерным, поскольку она не имеет собственного жилья, проживает в неблагоустроенном доме, принадлежащем на праве собственности её сыну. Представитель администрации г. Новозыбкова по доверенности П.Р.П. иск не признал, пояснив, что решением жилищной комиссии от 15.02.2010 г. Е.М.И. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерану, участнику Великой Отечественной войны, т.к. установлено, что она проживает в доме сына, где имеется газ и газовое отопление, общая площадь дома соответствует нормам предоставления жилья. Решением Новозыбковского городского суда г.Брянска от 1 ноября 2011 года в удовлетворении иска Е.М.И. отказано. В кассационной жалобе Е.М.И. просит отменить решение суда, считая его незаконным, постановленным без учета того, что она является ветераном, участником ВОВ, в собственности жилья не имеет, Полагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствие с Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», Федеральным законом «О ветеранах» и ст.40 Конституции РФ. Считает, что судом неверно применены нормы материального права: ст.51 Жилищного кодекса РФ, по которой она, как не являющаяся собственником жилого помещения должна признаваться нуждающейся в жилье, а также вышеприведенный Указ Президента, по которому обеспеченность устанавливается из размера не 14 кв.м., а 22 кв.м. Заслушав доклад судьи Апрокиной Е.В., выслушав объяснения Е.М.И. и её представителя Г.Е.В., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона (подп. 3 пункта 1 статьи 15). Таким образом, в установленном законодательством порядке за счет средств федерального бюджета производится обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 ЖК РФ). Согласно п. 5 п.п. «А» раздела 2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в г. Новозыбкове Брянской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 14 кв.м. Судом установлено, что Е.М.И. является ветераном, участником Великой Отечественной войны. По состоянию на 11.10.2011г. не является собственником объектов недвижимого имущества в г.Новозыбкове и Новозыбковском р-не, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает одна в принадлежащем на праве собственности ее сыну Е.В.Б. индивидуальном домовладении № расположенном по <адрес> в <адрес>, общей площадью 55,3 кв.м. Указанное домовладение является пригодным для проживания. Решением жилищной комиссии администрации г. Новозыбкова от 15.02.2010 года Е.М.И. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как, согласно правил учета граждан, нуждающимися признаются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 14 кв.м., в то время, как обеспеченность Е.М.И. составляет 55,3 кв.м. Принимая во внимание, что на момент обращения для постановки на жилищный учет в индивидуальном домовладении №, расположенном по <адрес> в <адрес>, Е.М.И. зарегистрирована и проживает одна, вселена как член семьи собственников жилого дома, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Е.М.И. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека, установленной в <адрес>, следовательно не попадает под категорию ветеранов, участников ВОВ 1941-1945гг., нуждающихся в улучшении жилищный условий в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года, так как оснований для признания ее таковой в силу вышеприведенных положений статьи 51 Жилищного кодекса РФ не имеется. Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных исследованными судом в порядке ст.67 ГПК РФ доказательствами, при правильном применении норм материального права. Доводы кассационной жалобы о наличии иных условий нуждаемости, предусмотренных статьей 51 ЖК РФ, и определении учетной нормы жилья в 22 кв.м., основаны на неверном толковании истицей норм материального права, в связи с чем, не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену или изменение принятого судом решения. Указанные суду кассационной инстанции обстоятельства изменения жилищных условий истицы в настоящее время (после принятия судом решения), не лишают её права обращения в органы местного самоуправления для решения вопроса о постановке на жилищный учет. Руководствуясь абз.2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Новозыбковского городского суда г.Брянска от 01 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Е.М.И.- без удовлетворения. Председательствующий Н.П.Петракова судьи областного суда Е.А.Киселёва Е.В.Апокина