признание права на получение компенсации



...

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Богородской Н.А.

судей областного суда Киселевой Е.А.

Кравцовой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Богородской Н.А. 19 января 2012 года дело по кассационной жалобе Б.В.Н. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 07 ноября 2011 года по делу по иску Б.В.Н. к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Управлению федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС,включении в список граждан на получение компенсации,

У С Т А Н О В И Л А :

Б.В.Н. обратилась в суд с иском к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области и Управлению федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении её в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество, ссылаясь то, что комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС ей необоснованно отказано в выплате компенсации за утраченное имущество по тем основаниям, что представленный ею Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки, завышена оценка имущества. Считает, что она подпадает под действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.к. является собственником 2/3 долей в праве, а ее несовершеннолетний сын 1/3 доли в праве собственности на домовладение № ... в пгт Красная Гора Брянской области, расположенного в зоне проживания с правом на отселение. Просила признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать ответчиков включить ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 3802000 руб.

В судебном заседании представитель Б.В.Н. - Ш.С.И. исковые требования поддержал.

Представитель администрации Брянской области Л.О.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что представленный истцом отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки, завышена оценка имущества.

Представители Департамента строительства и архитектуры Брянской области и Управления федерального казначейства по Брянской области в суд не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Решением Советского районного суда гор. Брянска от 07 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований Б.В.Н. отказано.

В кассационной жалобе Б.В.Н. просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Заслушав доклад судьи облсуда Богородской Н.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.

Отказывая истице в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что она не приобрела право на меры социальной поддержки в виде компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, т.к. добровольно въехала в зону проживания с правом на отселение, где располагается спорный дом, в ноябре 1995 года, а в соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статье 17 настоящего закона, не предоставляются.

Данный вывод суда нельзя признать обоснованным.

Согласно п.11 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

В соответствии с ч.1 ст.22 названного закона гражданам, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; стоимость всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов ( п.4 ч.1 ст. 17).

При этом ст. 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются.

Гражданам, поступившим на учебу в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенные на территориях зоны проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, зоны отселения, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно пунктами 1 и 4 части первой статьи 18, 1 и 3 части второй статьи 19, 1 и 4 части второй статьи 20 настоящего Закона. После окончания учебы и выезда за пределы указанных территорий они утрачивают право на меры социальной поддержки.

Указанная норма закона расположена в разделе III «Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы» названного закона, в примечании к которому указано, что гражданам, переезжающим на постоянное место жительства из зоны с более высокой плотностью радиоактивного загрязнения в зону с меньшей плотностью радиоактивного загрязнения, выплаты дополнительных денежных компенсаций, пенсий, пособий, стипендий и оплата дополнительного оплачиваемого отпуска производятся с учетом общего времени проживания на загрязненной территории.

Гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 1 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, меры социальной поддержки предоставляются исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получали жилое помещение в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 17 или со статьей 22 настоящего Закона, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Порядок установления времени проживания или работы в указанных зонах определяется Правительством Российской Федерации. Документы, подтверждающие неполучение гражданами на новом месте жительства указанного жилья или ссуды, выдаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Б.В.Н. с 26 апреля 1986 года по 1 ноября 1995 года проживала в д.... Красногорского района Брянской области, территория которого до 1 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ от 28 декабря 1991 года № 237-р была отнесена к зоне отселения.

В ноябре 1995 года истица переехала и со 2 ноября 1995 года проживала в пгт Красная Гора Брянской области, территория которого постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582"Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отнесена к зоне проживания с правом на отселения.

Впоследствии Б.В.Н. с 22 мая 2009 года по 31 августа 2009 года проживала в д.... Красногорского района Брянской области, отнесенного к зоне отселения, а с 31 августа 2009 года по 18 апреля 2011 года вновь в пгт Красная Гора.

Несовершеннолетний сын истицы Б.А.А., являющийся собственником 1/3 доли в спорном домовладении, со 2 июня 1997 года по 18 июля 2011 года проживал в пгт Красная Гора.

С 27 апреля 2011 года Б.В.Н. значится зарегистрированной по адресу Брянский район, ... Несовершеннолетний Б.А.А. зарегистрирован по данному адресу 19 июля 2011 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными справками администрации Красногорского района, соответствующими удостоверениями и паспортными данными истицы и ее сына.

Таким образом, в 1995 году истица переехала из зоны отселения в зону проживания с правом на отселение, т.е. из зоны с более высокой плотностью радиоактивного загрязнения в зону с меньшей плотностью радиоактивного загрязнения, данных, подтверждающих ее выезд в указанный период из зоны радиоактивного загрязнения в «чистую зону», а затем повторный въезд в загрязненную зону, в материалах дела не имеется.

С учетом изложенного решение суда об отказе истице в удовлетворении исковых требований в связи с повторным добровольным въездом в загрязненную зону после 1994 года нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, т.к. указанные выше требования закона не были учтены судом при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению спора. При новом рассмотрении дела суду следует учесть указанные недостатки, надлежащим образом проверить доводы сторон о причинах отказа истице в выплате компенсации и ее праве на получение компенсации за утраченное имущество и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда гор.Брянска от 07 ноября 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий Н.А.Богородская

Судьи областного суда Е.А.Киселева

Г.В.Кравцова