Судья Сухорукова Л.В. Дело № 33-82/12 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего БОГОРОДСКОЙ Н.А. судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В. КИСЕЛЕВОЙ Е.А. при секретаре ШЕПЕЛЕНКО Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой Е.А. 19 января 2012 года дело по кассационной жалобе представителя УМВД России по г. Брянску на решение Советского районного суда г. Брянска от 24 ноября 2011 года по делу по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Брянску, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарной части УМВД России по Брянской области» о признании действий неправомерными, возмещении расходов на зубопротезирование, УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он проходил службу в ОУР ОМ № 3 УВД по г. Брянску. 22.12.2010 года он обратился в поликлинику МСЧ УВД по Брянской области в связи с необходимостью лечения, удаления и дальнейшего протезирования зубов. В ходе проведенного осмотра стоматолога, был поставлен диагноз - осложненный кариес (патология постепенного разрушения ткани кости или зуба вызванная дистрофическим или инфекционным процессом в кости или надкостнице в форме хронического периодонтита) и принято решение о выдаче направления №3681 от 22.12.2010 года на протезирование в Брянскую областную стоматологическую поликлинику, в связи с отсутствием данной медицинской услуги в ЛПУ ОВД, поликлинике МСЧ УВД по Брянской области. В процессе прохождения лечения заявитель узнал, что договор об оказании медицинской помощи сотрудникам ОВД, между ГУАЗ «Областная стоматологическая поликлиника» и УВД области не заключен. В связи с чем, ФИО1 заключил договор с ГУАЗ «Брянская областная стоматологическая поликлиника» на оказание платных медицинских услуг, с последующим вручением ему пакета необходимых документов, подтверждающих факт оказания медицинской помощи, для возможного предоставления их по месту службы и решения вопроса о возмещении расходов. 24.06.2011 года УМВД России по г. Брянску ФИО1 было отказано в возмещении стоимости работ по протезированию. После уточнения исковых требований ФИО1 просил суд признать отказ ответчика в возмещении расходов на протезирование незаконным, обязать УМВД России по г. Брянску устранить допущенное нарушение его прав в установленном порядке, путем возмещения понесенных расходов на зубопротезирование в сумме 14188 рублей. Решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд признал незаконными действия (бездействие) Управления Министерства внутренних дел России по городу Брянску, выразившиеся в не заключении договора на оказание медицинской помощи сотрудникам УМВД по г. Брянску за счет средств областного и федерального бюджетов с ГУAЗ «Областная стоматологическая поликлиника». Обязал Управление Министерства внутренних дел России по городу Брянску возместить ФИО1 расходы по зубопротезированию без использования драгоценных металлов и дорогостоящих материалов, в сумме 14188 рублей, проведенному в ГУ A3 «Областная стоматологическая поликлиника», в установленном законом порядке, за счет средств федерального бюджета. В кассационной жалобе представитель УМВД России по г. Брянску просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, ссылаясь на доводы, изложенные в суде первой инстанции. Заслушав доклад по делу судьи Киселевой Е.А., пояснения представителя УМВД России по г. ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, представителя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Брянской области» ФИО6, возражения ФИО1, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В силу ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступившего в законную силу с 01 января 2012 года) апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции. Кассационная жалоба на решение суда подана представителем УМВД России по г. Брянску 07.12.2011 г. В связи с чем, при рассмотрении настоящего дела судебная коллегия руководствуется нормами ГПК РФ, действовавшими до вступления в силу указанного Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ. Как следует из материалов дела, ФИО1 обратился в поликлинику МСЧ УВД по Брянской области в связи с необходимостью лечения, удаления и дальнейшего протезирования зубов. В ходе проведенного осмотра стоматолога, был поставлен диагноз - осложненный кариес (патология постепенного разрушения ткани кости или зуба вызванная дистрофическим или инфекционным процессом в кости или надкостнице в форме хронического периодонтита. В дальнейшем, ФИО1 обратился в ГУ A3 «Областная стоматологическая поликлиника» 24.12.2010 года с направлениями от МСЧ УВД Брянской области от 22.12.2010 года № 3681 и УВД по г.Брянску от 23.12.2010 года № 723 на консультацию и обследование с целью протезирование полости рта. Установлено, в рамках действующих на тот момент договоров между УВД по Брянской области и ГАУЗ ОСП (№34о от 01.01.2010 года и №34ф от 01.01.2010 года) зубопротезирование сотрудников УВД предусмотрено не было. Данные договора распространялись на плановое лечение и обследование сотрудников УВД, в связи с чем, зубопротезирование и подготовка к нему (рентгендиагностика) были оплачены ФИО1 из личных средств. Стоимость оказанных услуг по договору составила 14188 рублей. В соответствии со ст. 28.1 ранее действовавшего Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников милиции медицинских учреждений системы Министерства внутренних дел РФ медицинская помощь оказывается им беспрепятственно и бесплатно в иных медицинских учреждениях в порядке, определяемом Правительством РФ. Оплата этих услуг производится из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции. В соответствии со ст. 45 вступившего в силу с 01 марта 2011 года Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» медицинское обслуживание сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Сотрудник полиции имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе, на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключение протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения по рецептам на лекарственные препараты в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В соответствии со ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1 в ранее действовавшей редакции и в новой редакции от 07.02.2011 года, при отсутствии по месту службы или проживания сотрудников органов внутренних дел медицинских учреждений системы МВД РФ медицинская помощь сотрудникам органов внутренних дел оказывается беспрепятственно в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок компенсации расходов, связанных с оказанием медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских учреждениях, не входящих в систему МВД России, определяется в соответствии с Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года №911. Пунктом 2 указанных Правил возмещения расходов установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации. Применительно к МВД России расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации возмещаются соответствующими МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации на основании заключенных договоров с этими медицинскими учреждениями. Согласно пункта 5 указанных Правил при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, осуществляет проверку счетов-фактур, сведений об оказанной военнослужащим и сотрудникам медицинской помощи, обоснованности приема их на лечение (обследование, освидетельствование), качества и продолжительности их лечения (обследования, освидетельствования). Взаиморасчеты за дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, и оказываемые военнослужащим и сотрудникам в специализированных медицинских учреждениях здравоохранения федерального подчинения, между федеральными органами исполнительной власти и указанными учреждениями здравоохранения не производятся (п. п. 7, 8 Правил возмещения расходов). Порядок оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Брянской области и порядок расчетов с медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения определены Инструкцией, утв. Приказом УВД Брянской области и Департамента здравоохранения Брянской области № 427/346 от 26 июля 2005 года. Согласно Инструкции, медицинская помощь сотрудникам органов внутренних дел, содержащимся за счет средств бюджетов всех уровней, оказывается без предъявления полиса обязательного медицинского страхования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения Брянской области при отсутствии по месту службы или месту жительства медицинских учреждений системы МВД России или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях с последующим возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения. В соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Брянской области от 01.12.2010 года №742 «О порядке предоставления платных медицинских услуг государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Брянской области» стоматология ортопедическая - вид медицинской помощи, оказываемый за счет личных средств граждан, средств учреждений (предприятий) и добровольного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования в 2010-2011 годах оплата стоматологической ортопедии законодательством не предусмотрена. Как следует из материалов дела, ФИО1 являлся сотрудником ОВД, в настоящее время является пенсионером МВД. Таким образом, учитывая приведенные требования закона, вышеназванные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что обязанность заключения договоров об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел, содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней, возложена на соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в данном случае на УМВД России по г. Брянску, как самостоятельное подразделение УМВД РФ по Брянской области, имеющее статус юридического лица и соответствующие полномочия. В результате бездействия ответчика по заключению договора на оказание медицинской помощи сотрудникам УМВД по г. Брянску за счет средств областного и федерального бюджетов с ГУ A3 «Областная стоматологическая поликлиника», были нарушены права ФИО1, являвшегося сотрудником ОВД, затем полиции, на возмещение расходов по зубопротезированию без использования драгоценных металлов. С учетом изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении требований истца. Решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь изложенным и ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г. Брянска от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий БОГОРОДСКАЯ Н.А. Судьи областного суда КРАВЦОВА Г.В. КИСЕЛЕВА Е.А.