о прекращении права долевой собственности



судья Башлак И.В. Дело

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Богородской Н.А.,

судей областного суда Киселевой Е.А.,

Сидоренковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Сидоренковой Е.В. 19 января 2012 года дело по кассационной жалобе представителя Администрации Брянской области по доверенности Бельченко Д.А. на решение Злынковского районного суда Брянской области от 7 декабря 2011 года по делу по иску директора ОАО «Брянскземпроект» в интересах администрации Брянской области к Злынковской районной администрации о прекращении права долевой собственности, изъятии земельного участка и признании права государственной собственности на земельный участок, сформированный за счет 11 невостребованных земельных долей в границах бывшего КСХП им. Ромашина, Злынковского района Брянской области,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Брянской области обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № ФЗ-101 от 24.07.2002 года и на основании постановлений администрации Злынковского района Брянской области № 119 от 15 июня 1994 года и № 68 от 18.04.1995 года ныне умершие граждане: Городный Г.К., Грибанов В.Н., Дмитренок А.Д., Дмитренок М.Ф., Евстратенко С.С, Зосимова А.М., Исаченко Е.Е., Кривоносова В.Д., Молчанов Д.Д., Садовский Н.Е., Садоха И.И. имели право на одну условную земельную долю по 64000 кв.м. каждый в границах бывшего КСХП <адрес>, без определения земельного участка в натуре. Однако, с момента приобретения прав на условные земельные доли по настоящее время ни указанные граждане, ни их правопреемники не использовали их в соответствии с целевым назначением более трех лет. Кроме того, не поступало заявлений от заинтересованных лиц на опубликованное в «Земельной газете» от 04 мая 2007 года объявление с предложением к собственникам невостребованных земельных долей в течение установленного срока заявить о своем желании воспользоваться правами собственников невостребованных земельных долей. Учитывая, что никем не предпринимались действия, направленные на выделение в натуре причитающихся земельных долей, на основании постановлений администрации Брянской области № 282 от 31 марта 2008 года; № 1124 от 10 ноября 2010 года; № 577 от 24 июня 2011 года в границах бывшего КСХП <адрес> был образован земельный участок из 11 невостребованных условных земельных долей с кадастровым номером , расположенный в 500 м. северо-восточнее н.<адрес>, площадью 704 000 кв.м., кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб., в связи с чем истец просит изъять из долевой собственности земельный участок, сформированный за счет 11 невостребованных земельных долей умерших граждан, признав право государственной собственности на данный земельный участок.

Решением Злынковского районного суда Брянской области от 7 декабря 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что Администрация Брянской области в данном случае не наделена полномочиями на обращение в суд с указанным заявлением в силу закона, кроме того, стороной истца не представлено доказательств, бесспорно подтверждающих, что указанные земельные доли являются невостребованными.

В кассационной жалобе представитель Администрации Брянской области по доверенности Бельченко Д.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, полагает, что орган местного самоуправления поселения или городского округа вправе обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на указанные земельные доли только по истечении 6 месяцев со дня введения в действие ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вступившей в силу с 1 июля 2011 года. Кроме того, неверным является вывод суда об отсутствии доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок является невостребованным.

Заслушав доклад судьи областного суда Сидоренковой Е.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что на основании постановлений администрации Злынковского района № 119 от 15 июля 1994 года и № 68 от 18 апреля 1995 года земельные доли были закреплены в собственность за гражданами по спискам, предоставленным хозяйствами района, в том числе КСХП <адрес>, с выдачей каждому члену сельскохозяйственного предприятия свидетельства о праве собственности на земельный участок, без определения земельного участка в натуре.

Согласно Постановлению администрации Брянской области № 282 от 31 марта 2008 года с изменениями, внесенными постановлениями № 1124 от 10 ноября 2010 года; № 577 от 24 июня 2011 года в границах бывшего КСХП им. <адрес> был образован земельный участок из 11 невостребованных условных земельных долей с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в 500 м. северо-восточнее <адрес>, площадью 704 000 кв.м., кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.

В статье 12.1 ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 июля 2011 года, указано, какие земельные доли могут быть признаны невостребованными. В силу п.8 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что ссылка истца на положения ч.5 ст.13 указанного Федерального Закона в старой редакции (от 29 декабря 2010 года с изменениями и дополнениями от 11 января 2011 года), в силу которой субъект Российской Федерации также был наделен полномочиями на предъявление в суд заявления о признании права собственности субъекта РФ на невостребованный земельный участок, неправомерна, поскольку на день обращения в суд с настоящим иском и на день вынесения решения судом данная норма закона утратила силу.

Иные доводы кассационной жалобы не являются основанием к отмене решения суда.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Злынковского районного суда Брянской области от 7 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Брянской области - без удовлетворения.

Председательствующий Н.А. Богородская

Судьи областного суда Е.А. Киселева

Е.В. Сидоренкова