Понуждение к установке тревожной кнопки (ст. 45 ГПК РФ)



судья Бузинская В.С. дело № 33-1327/11КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Саманцовой Л.К.

судей областного суда Юдиной В.И., Мариной Ж.В.

с участием прокурора П.

при секретаре Шепеленко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мариной Ж.В. 28 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе главы администрации Дубровского района Брянской области А. на решение Дубровского районного суда Брянской области от 24 марта 2011 года по делу по иску прокурора Дубровского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», администрации Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» (далее - школа), администрации Дубровского района Брянской области ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки установлены нарушения Федерального закона «О противодействии терроризму» в школе, а именно в здании отсутствует кнопка экстренного вызова милиции. Обозначенные нарушения по обеспечению противодействия терроризму способствуют созданию неблагоприятной обстановки на указанном объекте, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершения преступлений и административных правонарушений в образовательном учреждении, что ставит под угрозу здоровье и жизнь воспитанников и работников учреждения.

С учетом уточненных исковых требований прокурор просил обязать ответчиков выполнить в полном объеме комплекс мер по обеспечению безопасности в школе, установив кнопки экстренного вызова милиции как в здании школы, так и в здании дошкольной группы этой школы.

Решением Дубровского районного суда Брянской области от 24 марта 2011 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал МОУ <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», администрацию Дубровского района Брянской области устранить выявленные нарушения, выполнив следующие действия: установить в здании МОУ <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» и в здании дошкольной группы указанной школы кнопки экстренного вызова милиции.

В кассационной жалобе глава администрации Дубровского района Брянской области А. просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора Дубровского района Брянской области З. просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Мариной Ж.В., объяснения представителя администрации Дубровского района Брянской области Б., представителя школы Г., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что 4 февраля 2011 года здание школы было обследовано начальником ОВО при ОВД по Дубровскому муниципальному району капитаном милиции Х. совместно с другими специалистами на предмет технической укрепленности и антитеррористической защищенности.

По результатам обследования была получена рекомендация, в том числе, по оборудованию помещения школы тревожной сигнализацией.

Прокурор, обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд, указывал на то, что отсутствие тревожной сигнализации способствует созданию неблагоприятной обстановки на указанном объекте, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершения преступлений и административных правонарушений в образовательном учреждении, что ставит под угрозу здоровье и жизнь воспитанников и работников учреждения.

Согласно Уставу школы ее учредителем является администрация Дубровского района Брянской области. К исключительной компетенции учредителя относится финансирование деятельности школы.

В силу п.п. 6.1. п. 1 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (п.п. 8 п. 1 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ), организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п.п. 11 п. 1 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ).

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Таким образом, организация предоставления образования, финансирование образовательного учреждения, профилактика терроризма и экстремизма, организация охраны общественного порядка на территории муниципального района относятся к компетенции администрации муниципального района; оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями - к компетенции образовательного учреждения.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда об удовлетворении требований прокурора, обязании ответчиков установить кнопки экстренного вызова милиции сделаны без установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Требования к оснащению и оборудованию помещений образовательного учреждение (в том числе, кнопкой экстренного вызова милиции) должны быть утверждены государственными или местными нормативными правовыми актами, поэтому ссылки суда на письмо Министерства образования РФ от 4 июня 2008 года №03-1423 неправомерны, так как письмо Министерства нормативным правовым актом не является, носит рекомендательный характер.

Решение суда ссылок на нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательность наличия в образовательном учреждении кнопки экстренного вызова милиции, не содержит.

Кроме того, судом не была исследована техническая возможность установки соответствующего оборудования, готовность к приему сигнала ОВД по Дубровскому муниципальному району, в случае установления кнопки экстренного вызова милиции в школе.

Для исследования данных обстоятельств суду следует разрешить вопрос о привлечении к участию в деле ОВД по Дубровскому муниципальному району Брянской области.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть следующее.

В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию №2013 от 11 ноября 2009 года «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

Из постановления администрации Брянской области №1527 от 31 декабря 2009 года «Об утверждении порядка предоставления и методики распределения финансовой помощи… на организацию работ по укреплению технического оснащения безопасности муниципальных учреждений образования» следует, что в области принята ведомственная целевая программа «Комплексная безопасность образовательного учреждения» (2010-2012 года), законом Брянской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» №105-З от 6 декабря 2010 года предусмотрено финансирование данной программы.

Суду необходимо установить выполнение приказа Федерального агентства по образованию №2013 от 11 ноября 2009 года администрацией Брянской области, выяснить содержание ведомственной целевой программы «Комплексная безопасность образовательного учреждения» (2010-2012 года), в частности предусматривает ли она оснащение школ тревожной сигнализацией, определить наличие или отсутствие нормативно-правовых актов, касающихся вопроса установки тревожной сигнализации, принятых на уровне администрации Брянской области, муниципальном уровне, для чего привлечь к участию в деле Департамент общего и профессионального образования Брянской области.

С учетом вышеизложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, дело - направлению в тот же суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дубровского районного суда Брянской области от 24 марта 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: Саманцова Л.К.

Судьи областного суда: Юдина В.И.

Марина Ж.В.