судья Мазовец В.А. дело № 33-1363/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Саманцовой Л.К.
судей областного суда Юдиной В.И., Мариной Ж.В.
при секретаре Шепеленко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2011 года по докладу судьи Мариной Ж.В. дело по кассационной жалобе С. на решение Навлинского районного суда Брянской области от 19 февраля 2009 года по делу по иску С. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области об отказе в снижении пенсионного возраста выхода на пенсию,
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ГУ УПФ РФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области незаконно отказало ему в снижении пенсионного возраста по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».В обоснование иска указал, что в период с 26 апреля 1986 г по 03 марта 1990 года он проживал и работал в г. Новозыбкове Брянской области (зоне отселения). В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он имеет право на снижение пенсионного возраста по указанной статье на 5 лет.Кроме того, с 06 марта 1990 года по настоящее время он проживает и работает в п. Навля Навлинского района Брянской области, отнесенном к зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, в соответствии со ст. 34 вышеуказанного Закона имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года, а в общей сложности, он приобрел право на снижение пенсионного возраста на 8 лет. Однако ГУ УПФ РФ в Навлинском районе необоснованно отказывает ему в суммировании льгот для снижения пенсионного возраста, и ответчик признает за ним право на снижение пенсионного возраста только на 4 года и 6 месяцев.
Истец просил обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области снизить ему пенсионный возраст на 8 лет.
Решением Навлинского районного суда Брянской области от 19 февраля 2009 г. С. отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе С. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Заслушав доклад по делу судьи Мариной Ж.В., объяснения С., исследовав материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что С. в период с 26 апреля 1986 года по 03 марта 1990 года проживал и работал в г. Новозыбкове Брянской области (зоне отселения), с 06 марта 1990 года и по настоящее время работает и проживает в п. Навля Брянской области (зоне с льготным социально-экономическим статусом).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6части первой статьи 13 настоящего Закона… переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
В пункте 6части первой статьи 13 настоящего Закона указаны граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Истец относится к указанной категории граждан, так как с 26 апреля 1986 года по 03 марта 1990 года проживал и работал в г. Новозыбкове Брянской области (зоне отселения). С. приобрел право на снижение пенсионного возраста в связи с работой и проживанием в зоне отселения на 4 года и 6 месяцев.
Согласно ст. 34 Закона гражданам, указанным в пункте 8части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В пункте 8части первой статьи 13 настоящего Закона указаны граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Истец также относится к данной категории граждан, так как с 06 марта 1990 года и по настоящее время работает и проживает в п. Навля, Брянской области (зоне с льготным социально-экономическим статусом). С. имеет право на снижение пенсионного возраста в связи с работой (проживанием) в указанной зоне на 3 года.
Вывод суда о том, что истец не имеет право на сложение периодов снижения пенсионного возраста, сделан без учета норм материального права по следующим основаниям.
Уменьшение пенсионного возраста для лиц, указанных в Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является одним из видов мер по возмещению вреда, носит компенсационный характер и должно быть обеспечено лицу, пострадавшему в результате чернобыльской катастрофы в полном объеме.
В соответствии с пп. 5 и 7 ст. 10 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют… граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоныотселения; граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно п. 2 ст. 10 вышеуказанного Закона гражданам, указанным в подпунктах 3,5 - 10пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном ЗакономРоссийской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. № 403-О следует, что право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15(часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55(часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что пенсионный возраст С. должен быть снижен с учетом сложения льгот снижения пенсионного возраста по зоне отселения и зоне с льготным социально-экономическим статусом, но данный возраст должен быть ограничен максимальным периодом снижения пенсионного возраста для наиболее загрязненной зоны, в которой проживал и работал истец (зоны отселения). Таким образом, С. имеет право на снижение пенсионного возраста на 7 лет.
Судом при рассмотрении дела неправильно были применены нормы материального права. В связи с тем, что для рассмотрения данного дела по существу не требуется установления новых обстоятельств, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, частично удовлетворив иск С., обязав ГУ УПФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области снизить С. пенсионный возраст на 7 лет.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Навлинского районного суда Брянской области от 19 февраля 2009 года. Принять по делу новое решение.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда в Навлинском муниципальном районе Брянской области снизить С. пенсионный возраст на 7 лет.
Председательствующий: Саманцова Л.К.
Судьи областного суда: Юдина В.И.
Марина Ж.В.