...
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Иванова А.Ф.
судей областного суда Кравцовой Г.В.
Богородской Н.А.
при секретаре Скориновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 28 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации П.С.В. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 28 февраля 2011 года по делу по иску Я.С.А., Я.М.И. к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о признании незаконными требований Брянской городской администрации,
У С Т А Н О В И Л А :
Я.С.А. и Я.М.И. обратились в суд с иском к Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о признании незаконными требований Брянской городской администрации, ссылаясь на то, что они являются собственниками (по 1/2 доли за каждым) квартиры №... гор. Брянска, который 28.12.2006 года был признан аварийным. В рамках реализации адресной программы гор. Брянска на 2009 год по переселению граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания, ответчиком была приобретена квартира, расположенная по адресу гор. Брянск, ... Постановлением Брянской городской администрации № ... ответчику было предписано заключить с ними договор мены принадлежащей им квартиры на квартиру №... г.Брянска. Письмом № 1/06-2407 от 22.07.2010 года ответчик обязал их возместить разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений в размере 627000 руб. Считая указанные требования необоснованными, просили требования ответчика признать незаконными и обязать ответчика уменьшить сумму требований по оплате дополнительно предоставляемой площади жилого помещения из расчета 26850 руб. за 1 кв.метр.
Уточнив исковые требования, истцы просили признать незаконными требования Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в части возложения на них обязанности оплаты стоимости дополнительно предоставляемой площади жилого помещения (20,9 кв.м.) в размере 627000 руб. и обязать ответчика предоставить им в собственность жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению, в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью 67,8 кв.м., расположенной по адресу гор. Брянск, ... ссылаясь на то, что в соответствии с действующим законодательством, регулирующим данные правоотношения, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, а не за счет переселяемых граждан.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 28 февраля 2011 года исковые требования Я.С.А., Я.М.И. удовлетворены. Суд признал незаконными требования Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в части возложения на Я.С.А., Я.М.И. обязанности оплаты стоимости дополнительно предоставляемой площади жилого помещения (20,9 кв.м.) в размере 627000 руб. и обязал Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации предоставить Я.С.А., Я.М.И. в собственность жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению, в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью 67,8 кв.м., расположенной по адресу: гор. Брянск, ...
В кассационной жалобе представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации П.С.В. просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что Я.С.А. дал согласие на приобретение жилого помещения, которое больше по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, с обязательством доплатить за дополнительно предоставленные метры. Полагает, что собственник изымаемого жилого помещения не может требовать предоставления ему другого жилья, у него есть лишь право на получение выкупной цены, следовательно, суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением. Считает, что к отношениям сторон нормы ч.4 ст. 16 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» неприменимы, т.к. регулируют отношения предоставления жилых помещений в связи с выселением граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, а у истцов жилое помещение находилось в собственности.
В возражениях на кассационную жалобу представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации П.С.В. представитель Я.С.А. и Я.М.И. - Н.Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., объяснения представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации П.С.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Я.С.А. и Я.М.И. Н.Н.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцам на праве собственности принадлежит квартира ... в гор.Брянске, общей площадью 46,1 кв.м, по 1/2 доле каждому.
Решением межведомственной комиссии Брянской городской администрации № 39 от 28 декабря 2006 года многоквартирный дом № ... в гор.Брянске признан аварийным и непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 4 Положения о порядке реализации жилищных прав граждан при переселении из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа, в муниципальном образовании «город Брянск», утвержденного Постановлением Брянской городской администрации от 06.08.2009 N 1360-п в целях реализации адресной программы города Брянска на 2009 год по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа в рамках Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной Постановлением Брянской городской администрации от 30.12.2008 N 1458-П, с гражданами-собственниками, переселяемыми из жилых помещений, непригодных для проживания, комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации на основании постановления Главы Брянской городской администрации заключаются договоры мены с оформлением актов приема-передачи, в соответствии с которыми собственникам предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению.
Равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, общая площадь которого равна общей площади освобождаемого жилого помещения, при этом количество комнат может не соответствовать количеству комнат в освобождаемом помещении.
С согласия собственника ему может быть предоставлено жилое помещение, большее по общей площади ранее занимаемого, при условии возмещения им стоимости дополнительно предоставляемой площади. При этом размер данного возмещения рассчитывается исходя из стоимости приобретения одного квадратного метра жилого помещения в муниципальную собственность в рамках реализации Программы.
Порядок и условия возмещения определяются в договоре мены.
Собственник возмещает стоимость дополнительно предоставляемой площади в соответствии с условиями договора мены в бюджет города Брянска.
Согласно Постановлению Брянской городской администрации от 22 июня 2010 года № 1541-П «О совершении сделки мены жилых помещений с гражданами города Брянска, проживающими в признанном непригодным для постоянного проживания жилищном фонде» Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации предписано заключить с истцами договор мены квартиры ..., общей площадью 67,8 кв.м, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию «город Брянск», на принадлежащую истцам квартиру ... в гор.Брянске.
Из письма Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации от 22 июля 2010 года № 1/06-2407 следует, что Я.С.А. и Я.М.И. должны возместить разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений с учетом предоставления дополнительной площади 20,9 кв.м из расчета 30 тыс. руб. за 1 кв.м.
Удовлетворяя исковые требования истцов и признавая незаконными действия Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в части возложения на истцов обязанности по оплате стоимости дополнительно предоставляемой площади жилого помещения, суд пришел к выводу, что в соответствии с п.4 ст. 16 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Вывод суда нельзя признать обоснованным.
Данная норма закона раскрывает понятие переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Жилищный кодекс РФ предусматривает два возможных способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда - выкуп помещения у собственника (ст.32) и предоставление другого благоустроенного помещения по договору социального найма нанимателю ( ст. 86).
Как видно из материалов дела, ранее занимаемое истцами жилое помещение принадлежало им на праве собственности и ими ставится вопрос о предоставлении взамен ранее занимаемого жилого помещения другого жилья также на праве собственности.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену ( п.22).
В соответствии с п.8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, изложенным в подп. "и" п. 20 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14, предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Указанные обстоятельства не приняты судом во внимание.
Обязав Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации предоставить Я.С.А. и Я.М.И. в собственность жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью 67,8 кв.м., расположенной по адресу гор. Брянск, ... судом не учтено, что данное жилое помещение не является равнозначным ранее занимаемому истцами, т.к. общая площадь указанного жилого помещения превышает общую площадь ранее занимаемого истцами жилого помещения на 20,9 кв.м. Согласия органа местного самоуправления на предоставление истцам жилого помещения, площадью больше ранее занимаемой, в материалах дела не имеется.
Как следует из материалов дела, между сторонами было достигнуто соглашение о мене жилых помещений с обязательством истцов доплатить за дополнительно предоставленные метры, что подтверждается письменным согласием истца Я.С.А. Постановление Брянской городской администрации от 22 июня 2010 года № 1541-П в части заключения между сторонами договора мены жилых помещений истцами не оспаривается и незаконным не признано. При этом из объяснений представителя ответчика следует, что при отсутствии такого согласия истцов, указанная квартира, значительно превышающая ранее занимаемую по стоимости и по площади, закуплена не была бы, что также не принято судом во внимание и данным обстоятельствам не дано оценки в решении суда.
На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, надлежащим образом проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 28 февраля 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий А.Ф. Иванов
Судьи областного суда Г.В. Кравцова
Н.А. Богородская