...
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Иванова А.Ф.
судей областного суда Кравцовой Г.В.
Богородской Н.А.
при секретаре Скориновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 28 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе представителя К.Е.М. - Ц.В.В. на решение Дубровского районного суда Брянской области от 04 марта 2011 года по делу по иску К.Е.М. к командованию войсковой части 21350-3 - начальнику Сещинского гарнизона, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «201 квартирно-эксплуатационная часть района» гор. Клина Московской области о признании за ней и ее несовершеннолетней дочерью Л.С.А. права на отселение из закрытого военного городка пос. Сеща в 2011 году посредством выдачи ей Государственного жилищного сертификата, обязании командира войсковой части 21350-3 оформить и направить в установленном порядке необходимые документы для выделения ей с дочерью государственного жилищного сертификата на отселение из закрытого военного городка пос. Сеща в 2011 году,
У С Т А Н О В И Л А :
К.Е.М. обратилась в суд с иском к командованию войсковой части 21350-3 - начальнику Сещинского гарнизона, ФГ КЭУ «201 КЭЧ района» гор. Клина Московской области о признании за ней и ее несовершеннолетней дочерью Л.С.А. права на отселение из закрытого военного городка пос. Сеща в 2011 году посредством выдачи ей ГЖС, обязании командира войсковой части 21350-3 оформить и направить в установленном порядке необходимые документы для выделения ей с дочерью ГЖС на отселение из закрытого военного городка пос. Сеща в 2011 году, ссылаясь на то, что она с декабря 2001 года по 30 мая 2005 года состояла в зарегистрированном браке с Л.А.В. В декабре 2003 года военнослужащему Л.А.В. в закрытом военном городке пос. Сеща была предоставлена служебная квартира на состав семьи из двух человек, включая его самого и жену К.Е.М. ... 2004 года у них родилась дочь С.. После расторжения брака ребенок остался проживать с матерью. В указанной квартире, нанимателем которой является Л.А.В., оказались зарегистрированными две семьи: она с дочерью и Л.А.В. В силу сложившихся неприязненных отношений совместное проживание в одной квартире бывших супругов стало невозможным. 26 февраля 2010 года она обратилась к командиру войсковой части 21350-3 с заявлением о включении ее с дочерью в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством», однако получила отказ со ссылкой на отсутствие у нее такого права. Считает незаконным отказ командования в/части, т.к. в силу своего проживания в жилом помещении военного городка относится к категории граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и имеет право на участие в Подпрограмме посредством обеспечения ее Государственным жилищным сертификатом.
В судебном заседании представители К.Е.М. - Ц.В.В. и К.М.М. исковые требования поддержали.
Представители начальника Сещинского гарнизона- командира войсковой части 21350-3 Б.Е.В. и ФГ КЭУ «201 КЭЧ района» г.Клина Московской области М.З.М. иск не признали, ссылаясь на то, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется, т.к. К.Е.М. не имеет отношения к военной службе и не может быть обеспечена жильем за счет средств Министерства обороны РФ. Кроме того, в 2003 году ее отцу К.М.М. Министерством обороны РФ была предоставлена трехкомнатная квартира на состав семьи из четырех человек, включая К.Е.М., в связи с чем считают, что истец не имеет права дважды получать жилье от Министерства обороны РФ.
Решением Дубровского районного суда Брянской области от 04 марта 2011 года в удовлетворении исковых требований К.Е.М. отказано.
В кассационной жалобе представитель К.Е.М. - Ц.В.В. просит об отмене решения суда, как постановленного в нарушение требований закона и без учета фактических обстоятельств дела. Считает, что К.Е.М. и члены ее семьи имеют право на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как граждане, утратившие связь с Вооруженным Силами РФ и подлежащие переселению из закрытого военного городка.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ФГ КЭУ «201 КЭЧ района» Минобороны РФ М.З.М. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., объяснения представителей К.Е.М. - Ц.В.В. и К.М.М., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что К.Е.М. с декабря 2003 года зарегистрирована в кв.... закрытого военного городка пос. Сеща Дубровского района, как жена военнослужащего Л.А.В. В феврале 2004 года по указанному адресу, как дочь военнослужащего, была зарегистрирована Л.С., ... 2004 года рождения.
... 2005 года брак между истицей и Л.А.В. прекращен.
Согласно списку жилого фонда Сещинского гарнизона квартира № ... закрытого военного городка относится к жилому фонду войсковой части 21350-3.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р военный городок Сеща-1, расположенный в пос. Сеща Дубровского района Брянской области, включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно абзацу восьмому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
В силу требований пункта 14 статьи 15 названного Федерального закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" (в редакции Указов Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 770 и от 9 июля 2007 г. N 861) приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан путем предоставления им субсидий, удостоверяемых сертификатами, осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Право на участие в подпрограмме имеют категории граждан Российской Федерации, указанные в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы,к которым в числе других отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности ( пп. «б» п.5).
В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов", утв. Приказом Министра обороны РФ от 10.06.2006 N 215, для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в Министерстве обороны, а также члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в Вооруженных Силах и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подают заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.
Вместе с заявлением (рапортом) представляются документы, указанные в подпункте "а" пункта 19 Правил.
Согласно п.22 указанных Правил основаниями для отказа в признании участником подпрограммы являются: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; непредставление сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что жилое помещение, в закрытом военном городке Сеща-1, в котором проживает истица с дочерью, было предоставлено ее бывшему мужу Л.А.В. в связи с прохождением военной службы. В настоящее время в квартире зарегистрированы две семьи: истица с дочерью и Л.А.В.
Л.А.В. является военнослужащим, с заявлением об обеспечении его жильем при увольнении к командованию войсковой части по месту своей службы не обращался. Требования о признании права на получение государственного жилищного сертификата заявлены истицей самостоятельно в связи с расторжением брака с Л.А.В. и проживанием в одной квартире двух семей.
Учитывая, что истица решила участвовать в указанной выше подпрограмме по собственной инициативе, суд обоснованно пришел к выводу об отказе ей в удовлетворении исковых требований, т.к. Правила выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, не предусматривают возможности самостоятельного участия в указанной подпрограмме бывших членов семьи военнослужащего.
На основании изложенного судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы, которые сводятся к переоценке выводов суда, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Дубровского районного суда Брянской области от 04 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя К.Е.М. - Ц.В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Ф. Иванов
Судьи областного суда Г.В. Кравцова
Н.А. Богородская