бесхоз. теплотрассы



    Судья Карнеева Е.К.                                  Дело АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего         Зубковой Т.И.

судей областного суда             Фроловой И.М. и Сокова А.В.

с участием прокурора              Сидоровой О.А.                                                   

при секретаре                           Атамамедовой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Зубковой Т.И. 6 сентября 2012 года дело по апелляционному представлению прокурора Володарского района г. Брянска на решение Советского районного суда г. Брянска от 9 июля 2012 года по делу по иску прокурора Володарского района г.Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации и Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий (ул.Никитина, 13 «В»),

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Володарского района г.Брянска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что на территории Володарского района г.Брянска имеется бесхозяйное недвижимое имущество - объекты теплоснабжения, расположенные по адресу: г.Брянск ул.Никитина, 13 «В» от ТК-1 до ж\д № 13 «В» ул.Никитина протяженностью 0,033 км (от), по ул.Мичурина, 14 «А» от ТК-22 до ж\д 14 «А» ул.Мичурина протяженностью 0,016 км (от), ул.Краснофлотской, 7 от ТК-27 до ж\д ул.Краснофлотская, 7 протяженностью 0,065 км (от), по ул.Свободы, 5 от ТК-17 до ж\д ул.Свободы, 5 протяженностью 0,103 км (от),, в связи с чем просил суд обязать Брянскую городскую администрацию обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы - Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества - объектов теплоснабжения.

Решением суда от 9 июля 2012 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокурор Володарского района г. Брянска просит об отмене решения суда как постановленного в нарушение требований закона. Вывод суда о том, что указанные объекты недвижимости являются составными частями сложной вещи и соответственно их государственная регистрация возможна только в составе сложной вещи, необоснован.

В возражениях на жалобу третье лицо - Управление Росреестра Брянской области просит оставить решение суда без изменения.

В апелляционной инстанции прокурор Сидорова О.А. поддержала представление и просила отменить решение суда по ее доводам.

Представители Управления имущественных отношений Бокарева С.А. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Корчигина О.В. возражали против удовлетворения апелляционного представления, полагали решение суда законным и обоснованным.

Заслушав доклад судьи облсуда Зубковой Т.И., объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела, на территории Володарского района г.Брянска имеются следующие участки объектов теплоснабжения, расположенные по адресу: г.Брянск ул.Никитина, 13 «В» от ТК-1 до ж\д № 13 «В» ул.Никитина протяженностью 0,033 км (от), по ул.Мичурина, 14 «А» от ТК-22 до ж\д 14 «А» ул.Мичурина протяженностью 0,016 км (от), ул.Краснофлотской, 7 от ТК-27 до ж\д ул.Краснофлотская, 7 протяженностью 0,065 км (от), по ул.Свободы, 5 от ТК-17 до ж\д ул.Свободы, 5 протяженностью 0,103 км (от).

О постановке указанных объектов на учет, как бесхозяйных просит прокурор в исковом заявлении.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что указанные объекты, являются частью тепловой сети, которая, исходя из положений статьи 134 Гражданского кодекса РФ, является сложной вещью, то есть состоит из разрозненных вещей образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению.

Таким образом, государственная регистрация вышеуказанных объектов возможна только в составе сложной вещи. В нарушение указанных норм прокуратура разделила неделимую вещь на участки, при этом элементы сети «камеры тепловой сети», а также тепловая сеть до и от бесхозяйного участка находятся в пользовании БКС и являются собственностью Брянской области.

    Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.

Часть 6 ст. 15 Закона « О теплоснабжении» регулирует положение бесхозяйных сетей.

Понятие бесхозяйной вещи дано ст. 225 ГК РФ: бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Применительно к теплоснабжению действуют следующие специальные нормы: до момента регистрации права собственности на бесхозяйные тепловые сети орган местного самоуправления обязан в течение 30 дней с даты выявления таких сетей выявить теплоснабжающую организацию, которая должна обслуживать сети, и, соответственно, включить расходы по обслуживанию бесхозяйных сетей в тарифы соответствующей организации. Обслуживающая организация должна быть выбрана исходя из следующих критериев:

- бесхозяйные тепловые сети непосредственно соединены с некоей теплоснабжающей организацией;

- бесхозяйные сети входят в систему единой теплоснабжающей организации.

После выполнения процедур, указанных в ч. 6 статьи, орган местного самоуправления должен предпринимать действия по признанию права собственности на бесхозяйные сети, как того требует статья 225 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.

Таким образом, органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Под тепловой сетью понимается система теплопроводов, насосных станций и теплообменных аппаратов, обеспечивающая непрерывную подачу тепловой энергии (теплоносителя) от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Под системой теплоснабжения понимается комплекс, состоящий из теплогенерирующих, теплопередающих и теплопотребляющих установок.

Из смысла вышеуказанных законов следует, что котельные, тепловые пункты и сети приватизировать нельзя, это муниципальная собственность, следовательно, объекты инженерной инфраструктуры являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Кроме того, в силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи, к числу которых и относятся тепловые сети, могут быть признаны в установленном порядке муниципальной собственностью.

С учетом изложенного, орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа, выявлены бесхозяйные тепловые сети, а равно тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации. Кроме органа местного самоуправления, законодатель не указал других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В целях исполнения указанного обязательства перед гражданами администрации надлежало совершить действия, предусмотренные ст. 225 ГК.

Этого орган местного самоуправления не сделал.

Таким образом, бездействие администрации города нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц,создает угрозу их жизни, здоровью и имуществу.

Поскольку ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложены функции по организации теплоснабжения, то требования прокурора об устранении нарушения действующего законодательства и выполнении администрацией г. Брянска предусмотренных законом мер правомерны.

Довод суда о сложной вещи и невозможности ее регистрации необоснован, т.к. отдельные участки теплотрассы могут быть зарегистрированы как бесхозяйные.

Согласно обюъяснениям сторон данные объекты состоят на кадастровом учете как отдельные объекты недвижимости., они прочно связаны с землей и перемещение их без соразмерного ущерба их назначениям не возможно.

Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122 -ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. Основания, указываемые ответчиком и представителем третьего лица, как основания для отказа в регистрации прав на отдельные участки теплотрассы, в указанном перечне отсутствуют.

При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения, которым судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Володарского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий и обязать Брянскую городскую администрацию обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - объектов теплоснабжения, расположенных по адресу: г.Брянск ул.Никитина, 13 «В» от ТК-1 до ж/д № 13 «В» ул.Никитина протяженностью 0,033 км (от), по ул.Мичурина, 14 «А» от ТК-22 до ж/д 14 «А» ул.Мичурина протяженностью 0,016 км (от), ул.Краснофлотской, 7 от ТК-27 до ж\д ул.Краснофлотская, 7 протяженностью 0,065 км (от), по ул.Свободы, 5 от ТК-17 до ж\д ул.Свободы, 5 протяженностью 0,103 км (от).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

      Решение Советского районного суда гор. Брянска от 9.07. 2012 г. отменить, вынести по делу новое решение.

Удовлетворить исковые требования прокурора Володарского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий и обязать Брянскую городскую администрацию обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - объектов теплоснабжения, расположенных по адресу:г.Брянск ул.Никитина, 13 «В» от ТК-1 до ж/д № 13 «В» ул.Никитина протяженностью 0,033 км (от), по ул.Мичурина, 14 «А» от ТК-22 до ж/д 14 «А» ул.Мичурина протяженностью 0,016 км (от), ул.Краснофлотской, 7 от ТК-27 до ж\д ул.Краснофлотская, 7 протяженностью 0,065 км (от), по ул.Свободы, 5 от ТК-17 до ж\д ул.Свободы, 5 протяженностью 0,103 км (от).

Председательствующий:                                        Зубкова Т.И.

                                                      

Судьи областного суда:                                           Соков А.В.

                                                                                      Фролова И.М.