ст. 8.37 КоАП РФ



    Судья Сидоренко А.Н.                                           Дело                         РЕШЕНИЕ

    гор.Брянск                                                              18 октября 2010 года

    Судья Брянского областного суда Банный И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ходанова Владимира Михайловича на не вступившее в законную силу решение судьи Советского районного суда гор.Брянска от 27 сентября 2010 года по делу об административном правонарушении по жалобе Ходанова Владимира Михайловича на постановление начальника Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области от 13 мая апреля 2010 года, которым Ходанов В.М. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ,

                    УСТАНОВИЛ:

    Постановлением №КМ-112/10 от 13 мая 2010 г. начальник Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области привлек Ходанова В.М. к административной ответственности по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ в виде штрафа 1 500 руб.

    Решением судьи Советского районного суда гор.Брянска от 27 сентября 2010 г. жалоба Ходанова В.М. на постановление от 13 мая 2010 г. оставлена без удовлетворения.

    В жалобе Ходанов В.М. просит об отмене постановления и решения судьи, ссылаясь на их незаконность.

    Участники производства по делу об административном правонарушении, будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.

    Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

    Согласно ч.1 ст.8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

    Охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (ст. 1 п. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    Пунктом 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР 10 октября 1960 г. N 1548 (с последующими изменениями) определено, что охота - это выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.

    Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" разъяснено, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.

    Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

    В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.

    Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    В постановлении по делу об административном правонарушении согласно требованиям пп. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ должны быть, в частности, указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, т.е. конкретные фактические обстоятельства, свидетельствующие о событии, составе вменяемого правонарушения и виновности лица привлекаемого к административной ответственности.

    Как следует из материалов дела, в автомобиле ВАЗ 21214 государственный регистрационный номер Е 758 ОЕ 32, принадлежащего Ходанову В.М., сотрудником ДПС 23 февраля 2010 г. была обнаружена разделанная туша косули, гибель которой произошла в результате столкновения с автомобилем, при пересечении животным автомобильной дороги.

    22 апреля 2010 г. старшим инспектором отдела по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области в отношении Ходанова В.М. составлен протокол №ГР-55-006/10 по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, в котором указано на нарушение п.п. 8,11, 87 Правил охоты в Брянской области.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении, начальник Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области согласился с обстоятельствами гибели животного, указав, что, осуществляя провоз продукции добывания объекта животного мира (мяса косули) без именной разовой лицензии, Ходанов нарушил абзац 3 пункта 7 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

    Между тем, из содержания протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении не усматривается, что Ходанов В.М. совершил какие-либо действия, которые бы нарушали требования правил охоты с учетом установленного обстоятельства гибели животного.

    Постановлением администрации Брянской области от 03.08.92 N 233 утверждены Правила охоты в Брянской области.

    Пунктом 8 Правил установлено, что охотник обязан иметь при себе охотничий (членский охотничий) билет, другие необходимые документы на право охоты и предъявлять их по первому требованию уполномоченных на проверку лиц (работников государственных органов управления охотничьим хозяйством, государственного и ведомственного охотничьего надзора, областного и районных комитетов по экологии и природопользованию, осуществляющих контроль за охраной и использованием животного мира, председателей и охотоведов райгорохотобществ, охраны заповедников, заказников и прочих особо охраняемых территорий, спортивных и других приписных охотничьих хозяйств, милиции, лесной и рыбной охраны, общественных охотинспекторов и инспекторов охраны природы, членов специализированных добровольных народных дружин по охране природы) в период охоты, при следовании в угодья или возвращении из них, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям.

    Согласно п.11 Правил удостоверением на право осуществления любительской и спортивной охоты служат охотничий билет (членский охотничий билет) с отметкой об уплате государственной пошлины и путевка, выданная в установленном порядке. Форма путевки утверждается Главным управлением охотничьего хозяйства при Минсельхозе Российской Федерации (далее Главохота Российской Федерации).

    Удостоверением на право осуществления промыслового добывания охотничьих животных служат охотничий билет (членский охотничий билет ) с отметкой об уплате государственной пошлины и договор, заключенный с заготовительными организациями, которым установлен государственный план закупок продукции охотничьего промысла, или путевка, выданная в установленном порядке.

    При охоте на диких копытных животных охотник (ответственный за отстрел) должен иметь лицензию на добычу указанных животных.

    В соответствии с п.87 Правил браконьерством считается:

    охота без охотничьего билета (членского охотничьего билета) или с недействительным билетом;

    охота на запрещенные к добыче виды охотничьих животных;

    охота вне сроков охоты на данный вид животного;

    охота в запрещенных местах (заповедниках, республиканских и областных заказниках);

    охота на диких копытных животных или бурого медведя без действительной лицензии;

    охота без договоров на лицензионные виды пушных зверей;

    охота с применением запрещенных орудий или способов охоты.

    Согласно подп.а) п.3 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 18, "добывание объектов животного мира" - охота, в том числе выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, а также нахождение в естественной среде обитания объектов животного мира с заряженным расчехленным охотничьим оружием.

    Подп д) п.3 определяет, что "продукция добывания объектов животного мира" - добытые объекты животного мира, а также полученные от них мясо, шкуры (шкурки), рога, яйца птиц, пух, перо, внутренние органы и иные части их тел.

    В соответствии с подп.е) "способ добывания объектов животного мира" - совокупность действий, направленных на добывание объектов животного мира.

    Перечисленные выше требования нормативных правовых актов регулируют отношения, связанные с добыванием объектов животного мира, а вопрос о возможности отнесения к объективной стороне административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, случайной гибели животного под колесами автомобиля, своего отражения в постановлении начальника Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области от 13 мая 2010 г. не нашел, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ.

    При таких обстоятельствах постановление начальника Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области от 13 мая 2010 г. подлежит отмене.

Судья Советского районного суда допущенное должностным лицом нарушение не устранил, поэтому и его решение от 27 сентября 2010 г. также подлежит отмене.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по делам рассматриваемой категории составляет один год.

Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение совершено 23 февраля 2010 г. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности Ходанова В.М.С. истекает 23 февраля 2011 г.

Поскольку по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, то на основании п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ оно подлежит направлению на новое рассмотрение начальнику начальника Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области.

    Руководствуясь ст.ст.30.2 - 30.9. КоАП РФ,

                    Решил:

    постановление начальника Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области от 13 мая 2010 года и решение судьи Советского районного суда гор.Брянска от 27 сентября 2010 года, вынесенные в отношении Ходанова Владимира Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, отменить.

    Дело об административном правонарушении в отношении Ходанова В.М. направить на новое рассмотрение начальнику Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области.

Судья Брянского областного суда                                     И.И.Банный