Приговор и кассационное определение изменены, снижен размер компенсации морального вреда.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

суда надзорной инстанции

г. Белгород 2 сентября 2010 года.

Президиум Белгородского областного суда в составе:

председательствующего: Шипилова А.Н.

членов президиума: Шведова Н.И.,

Ряжских Р.И.,

Мухортовой Л.И.,

Кондрашова П.П.,

Тертышниковой С.Ф.

рассмотрел надзорную жалобу осужденного Головченко В.И. на приговор Свердловского районного суда г.Белгорода от 30 октября 2009 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 30 декабря 2009 года, которым

Головченко В.И., ранее не судимый,

осужден по ст.105 ч.1 УК РФ к 7 годам лишения свободы в ИК строгого режима.

Постановлено взыскать с Головченко В.И. в пользу У. компенсацию морального вреда в размере 90000 рублей.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 30 декабря 2009 года приговор в отношении Головченко изменен: его действия переквалифицированы со ст.108 ч.1 УК РФ, по которой назначено наказание в виде 1 года лишения свободы в колонии-поселении.

В остальном приговор в отношении Головченко оставлен без изменения.

Заслушав доклад судьи Белгородского областного суда Кондрашова П.П., изложившего обстоятельства уголовного дела, выступления: и.о. прокурора Белгородской области Струкова В.Н. об изменении приговора и кассационного определения, осужденного Головченко В.И. и его адвоката Балихина В.Е., поддержавших доводы надзорной жалобы об изменении судебных решений, президиум,

УСТАНОВИЛ:

С учетом внесенных в приговор изменений Головченко В.И. признан виновным в убийстве при превышении пределов необходимой обороны Л. при таких обстоятельствах:

30 июня 2009 года в вечернее время Головченко В.И. с Л. и Д. в своей квартире распивали спиртные напитки. В 1-м часу ночи 1 июля, после распития спиртного между Головченко и Л. произошла ссора, переросшая в обоюдную драку. Потерпевший предъявлял претензии Л. в недостойном поведении по отношению к Д., оскорблял его, выразил намерение забрать награду умершего отца (орден Красной Звезды). Получив отказ, потерпевший нанес удар ладонью Головченко по лицу, а затем, схватив за руку, резко дернул руку осужденного вверх и перекинул его через себя, свалив на пол, при этом нанес удар ногой в грудь осужденному. В ответ на действия Л., осужденный Головченко В.И., превышая пределы необходимой обороны, схватил со стола нож и нанес Л. один удар в грудь, причинив потерпевшему проникающее ранение груди и живота, в результате чего последний от массовой кровопотери и геморрагического шока скончался.

В надзорной жалобе осужденный Головченко, не оспаривая обоснованность осуждения и правильность юридической оценки своих действий, просит пересмотреть судебные решения в части гражданского иска, уменьшив сумму компенсации морального вреда в связи с переквалификацией его действий с особо тяжкого преступления на преступление небольшой тяжести, тяжелого материального положения.

Проверив материалы уголовного дела и доводы надзорной жалобы осужденного Головченко В.И., выслушав: мнение и.о. прокурора Белгородской области Струкова В.Н. об изменении приговора и кассационного определения, выступление осужденного Головченко В.И. и его адвоката Балихина В.Е., поддержавших доводы надзорной жалобы об изменении приговора и кассационного определения в части гражданского иска, президиум считает приговор и определение судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда подлежат изменению по следующим основаниям.

Основывая свое решение о взыскании с осужденного в пользу жены потерпевшего компенсации морального вреда, суд первой инстанции в приговоре сослался на то, что он учитывает характер причиненных потерпевшей и ее дочери нравственных и физических страданий, степень вины осужденного и его материальное положение.

Суд кассационной инстанции после переквалификации действий Головченко В.И. с ч.1 ст.108 УК РФ своих суждений по поводу взыскания с него компенсации морального вреда не высказал.

По смыслу ст.151 ГК РФ при решении вопроса о компенсации морального вреда суд должен принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства.

Как установлено по делу, осужденный нанес потерпевшему удар ножом, защищаясь от его нападения, в целях самообороны превышая ее пределы. В результате действий потерпевшего Головченко В.И. причинен тяжкий вред здоровью.

На основании изложенного, принимая во внимание степень вины Головченко В.И., совершившего преступление небольшой тяжести, поводом для совершения которого, как установлено судом, послужило противоправное поведение потерпевшего, принцип разумности и справедливости, и учитывая материальное положение осужденного, являющегося инвалидом 2 группы, неработающего, президиум считает возможным приговор и кассационное определение изменить, сумму компенсации морального вреда в пользу Головченко М.Н. снизить до 30000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.407-408 УПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Приговор Свердловского районного суда г.Белгорода от 30 октября 2009 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 30 декабря 2009 года в отношении Головченко В.И. изменить.

Взысканную с Головченко В.И. в пользу У. компенсацию морального вреда снизить до 30000 (тридцати тысяч) рублей.

В остальном приговор и определение судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда оставить без изменения.

Надзорную жалобу осужденного Головченко В.И. удовлетворить.

Председатель Белгородского

областного суда А.Н. Шипилов