ПОСТАНОВЛЕНИЕ
суда надзорной инстанции
г. Белгород 2 сентября 2010 года.
Президиум Белгородского областного суда в составе:
председательствующего: Шипилова А.Н.
членов президиума: Шведова Н.И.,
Ряжских Р.И.,
Мухортовой Л.И.,
Кондрашова П.П.,
Тертышниковой С.Ф.
рассмотрел надзорную жалобу осужденной Маслиевой Н.Д. на приговор Октябрьского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 29 мая 2002 года, которым
Маслиева Н.Д., не судимая,
осуждена по ст. 159 ч.2 п. «в,г» УК РФ (в редакции Федерального закона № 26-ФЗ от 20.03.2001 года) к лишению свободы на 4 года, на основании ст.73 УК РФ условно, с испытательным сроком на 2 года.
В соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии несовершеннолетних и женщин» от 30 ноября 2001 года Маслиева Н.Д. от наказания освобождена.
В кассационном порядке уголовное дело не пересматривалось.
Заслушав доклад судьи Белгородского областного суда Кондрашова П.П., изложившего обстоятельства уголовного дела, выступления: и.о.прокурора Белгородской области Струкова В.Н. об отмене приговора, кассационного определения и направлении уголовного дела на новое рассмотрение; осужденной Маслиевой Н.Д. об отмене приговора и прекращении уголовного дела, президиум,
УСТАНОВИЛ:
Приговором суда Маслиева признана виновной в мошенничестве, совершенном с использованием своего служебного положения, с причинением значительного ущерба потерпевшей при таких обстоятельствах:
Маслиева, работая в должности ведущего юрисконсульта в Госторгинспекции, используя свое служебное положение под предлогом оказания помощи П. по неоплате ею наложенного Госторгинспекцией штрафа в размере 6 тысяч рублей за совершенное административное правонарушение, не имея для этого реальной возможности, путем обмана получила от последней деньги в сумме 1500 рублей, причинив потерпевшей значительный материальный ущерб.
В надзорной жалобе осужденная Маслиева просит приговор отменить, полагает, что ее вина по ст. 159 ч.2 п. «в,г» УК РФ не подтверждена доказательствами исследованными в суде, не согласна, что в результате ее действий потерпевшей причинен значительный ущерб, просит прекратить уголовное преследование в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления.
Проверив материалы уголовного дела и доводы надзорной жалобы осужденной Маслиевой Н.Д. в порядке ст.410 УПК РФ, выслушав мнение и.о. прокурора Белгородской области Струкова В.Н. об отмене приговора суда, кассационного определения и направлении уголовного дела на новое рассмотрение, заявление Маслиевой об отмене приговора и прекращении уголовного дела, президиум считает надзорная жалоба Маслиевой Н.Д. подлежит удовлетворению, определение судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 17 апреля 2002 года, приговор Октябрьского районного суда г.Белгорода Белгородской области от 29 мая 2002 года в отношении Маслиевой Н.Д. отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.369 УПК РФ является несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции.
По материалам уголовного дела Маслиевой, как должностному лицу - юрисконсульту территориального управления Госторгинспекции Минэкономразвития РФ по Белгородской области, было предъявлено обвинение в получении взятки за невыполнение действий, входящих в ее служебные полномочия.
Приговором Октябрьского районного суда г.Белгорода Белгородской области от 05.03.2002 года Маслиева была оправдана на основании ст.5 п.2 УПК РСФСР в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления, предусмотренного ст.290 ч.2 УК РФ, признано, что субъектом данного преступления – должностным лицом Маслиева не является.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 17.04.2002 года приговор в отношении Маслиевой отменен, уголовное дело направлено на новое рассмотрение, по результатам которого Маслиева, приговором Октябрьского районного суда г.Белгорода от 29.05.2002 года признана виновной по ст.159 ч.2 п. «в,г» УК РФ в редакции ФЗ №-26 от 20.03.2001 года в хищении чужого имущества путем обмана с использованием своего служебного положения с причинением гражданину значительного ущерба. Заявление в жалобе осужденной, что переквалификацией ее действий со ст.159 УК РФ – преступление против собственности), так и по направленности умысла осужденной.
Президиум полагает, что доводы осужденной в жалобе, о том, что она, работая юрисконсультом Госторгинспекции не совершала мошеннических действий, могла реально помочь П. не передавать административный материал на подпись руководителя и в последующем для направления исполнения в службу судебных приставов судом не исследовались и не проверены, при этом не учтено что данный административный материал по взысканию с П. 6 тысяч рублей, находился в Госторгинспекции полтора месяца без исполнения и какова в этом «роль» осужденной не выяснялось а, в случае неотправления материала по истечении трехмесячного срока со дня вынесения постановления, оно в соответствии со ст.282 КоАП РСФСР не подлежит исполнению в связи с истечением сроков давности. Мнение Маслиевой по поводу позиции государственного обвинителя, высказанной в прениях по окончании судебного следствия о переквалификации ее действий на ст.159 УК РФ не уточнялось, и не учитывалось, что имеет важное значение в силу ст.27 ч.1 п. 3 УПК РФ, так как уголовное преследование в отношении подсудимой Маслиевой в случае ее согласия с переквалификацией действий на ст.159 ч.2 п. «в,г» УК РФ подлежало прекращению согласно постановления Государственной Думы РФ «Об объявлении амнистии несовершеннолетних и женщин» от 30.11.2001 года без вынесения приговора. Причинение потерпевшей П. в результате действий Маслиевой значительного ущерба материалами дела не подтверждено и вызывает сомнение. Судом не выяснялось, каков состав семьи у потерпевшей, ее совокупный доход, П. работала в сфере торговли, что не принято во внимание.
Учитывая изложенное, президиум полагает доводы надзорной жалобы Маслиевой Н.Д. об отмене приговора Октябрьского районного суда г.Белгорода от 29 мая 2002 года являются обоснованными, кроме того подлежит отмене определение судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 17 апреля 2002 года, которым необоснованно отменен оправдательный приговор Октябрьского районного суда г.Белгорода от 05.03.2002 года в отношении Маслиевой Н.Д.
Президиум считает, что законных оснований для переквалификации действий Маслиевой Н.Д. со ст.290 ч.2 УК РФ за отсутствием в ее действиях состава преступления президиум признает обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.407-408 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Определение судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 17 апреля 2002 года, приговор Октябрьского районного суда г.Белгорода Белгородской области от 29 мая 2002 года в отношении Маслиевой Н.Д. отменить.
В соответствии со ст.ст.133,134 УПК РФ признать за оправданной по приговору Октябрьского районного суда г.Белгорода от 5 марта 2002 года Маслиевой Н.Д. право на реабилитацию.
Надзорную жалобу Маслиевой Н.Д. удовлетворить.
Председатель Белгородского
областного суда А.Н. Шипилов