ПОСТАНОВЛЕНИЕ
суда надзорной инстанции
г. Белгород 16 сентября 2010 года
Президиум Белгородского областного суда в составе:
Председательствующего: Шипилова А.Н.,
членов президиума: Шведова Н.И.,
Ряжских Р.И.,
Кондрашова П.П.,
Мухортовой Л.И.,
Тертышниковой С.Ф.,
рассмотрел заключение и.о. прокурора Белгородской области Струкова В.Н. об отказе в реабилитации Бесхмельницына П.М.
Заслушав доклад судьи Белгородского областного суда Кондрашова П.П., мнение и.о. прокурора Белгородской области Головина Н.И., поддержавшего заключение, президиум
УСТАНОВИЛ:
приговором Военного трибунала войск НКВД СССР Курской области от 25 февраля 1946 года, оставленным без изменения определением Военного трибунала войск НКВД Московского округа от 10 апреля 1946 года,
Бесхмельницын Павел Митрофанович, не судимый,
осужден по ст. 58-1 «а» УК РСФСР к наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет в ИТЛ с конфискацией имущества, с поражением в правах, предусмотренных ст. 31 п. «а,б,в,г» УК РСФСР, на 5 лет после отбытия наказания.
Бесхмельницын П.М. признан виновным в измене Родине, а именно в том, что оставшись проживать на временно оккупированной немецкими захватчиками территории Старо-Оскольского района, с июля 1942 года до февраля 1943 года работал в созданном немецкими оккупантами Старо-Оскольском лесном хозяйстве объездчиком, принимал личное участие с венгерскими карателями в обнаружении и изъятии имущества, оставленного на хранение частями Советской армии в доме гражданина Х, и за свою работу в качестве поощрения получил часть изъятых вещей и продуктов. В августе 1942 года выявил и извлек из тайника спрятанные от немцев 400 пил, которые обратил для работы в интересах оккупантов. Кроме того, Бесхмельницын принимал участие в изъятии ценностей у члена КПСС Ш.
По результатам проверки заявления дочери Бесмельницына П.М. – Т о реабилитации своего отца, и.о. прокурором Белгородской области вынесено заключение об отказе в реабилитации, в котором он просит приговор и определение изменить, переквалифицировать действия Бесхмельницына на ст. 58-3 УК РСФСР, как способствование иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны. Считает, что Бесхмельницын реабилитации не подлежит.
Проверив материалы уголовного дела, доводы заключения и.о. прокурора Белгородской области Струкова В.Н., заслушав выступление и.о. прокурора Белгородской области Головина Н.И. об изменении приговора в отношении Бесмельницына П.М. и об отказе в его реабилитации, как обоснованно осужденного, президиум находит заключение и.о. прокурора области подлежащим удовлетворению, а приговор Военного трибунала войск НКВД СССР Курской области от 25 февраля 1946 года и определение Военного трибунала войск НКВД Московского округа от 10 апреля 1946 года подлежащими изменению, по следующим основаниям.
Вина Бесхмельницына П.М. в оказании помощи немецким властям установлена судом и подтверждается следующими доказательствами:
- показаниями Бесхмельницына П.М., частично признавшим свою вину и подтвердившим, что он с июля 1942 года по февраль 1943 года работал объездчиком в Обуховском лесничестве и имел в подчинении 6 лесников. В декабре 1942 года присутствовал на совещании у управляющего лесхозом, который обратил внимание на выполнение не только основной работы, но и на выявление партизан и военнослужащих Советской армии. В июле 1942 года он указал венгерскому офицеру и находившимся с ним солдатам дорогу к лесной даче, в которой проживал лесник Х. При обыске венгры откопали два сундука с вещами, чемодан и сахар. После обыска комендант дал ему пару белья, хлеб, сахар и колбасу. Также им были выкопаны 400 пил и переданы для работ в лесхоз. Ходил к Ш совместно с двумя лесниками, отдал ей бумагу, написанную К, в которой содержалось требование о сдаче домашнего животного - свиньи л.д. 46-47, 49-50, 125-126);
- показаниями свидетеля А пояснившей, что Бесхмельницын знал, что отступающая воинская часть оставила вещи у них дома. В июле 1942 года он дважды приходил к ним и интересовался этими вещами. Вместе с венгерским офицером и солдатами Бесхмельницын явился к ним в дом и принимал участие в обыске, во время которого у них были изъяты два ящика с бельем и тканями, ящик с сахаром и их личные вещи, в том числе золотые часы. После того, как Бесхмельницын что-то сказал офицеру, у мужа стали требовать партизанское имущество под угрозой расстрела. Венгры дали Бесхмельницыну колбасы, хлеба, сахара и белье л.д. 66-67);
- показаниями свидетеля Д, согласно которых Бесхмельницын совместно с ним и еще одним лесником ходил к Ш и отдал ей предписание о сдаче домашнего животного - свиньи. Ш отказалась ее отдать, но ее муж выгнал свинью, которую они пригнали в Обуховское лесничество л.д. 64-65, 127);
- показаниями свидетеля П, из которых следует, что в августе 1942 года к месту, где были закопаны пилы, пришел Бесхмельницын. Он был один, откопал их и увез в Обуховское лесничество л.д. 68, 127-128).
Действия осужденного квалифицированы судом по ст. 58-1 «а» УК РСФСР как измена Родине.
Данная квалификация не является бесспорной, поскольку по материалам уголовного дела действий, предусмотренных данной статьей: шпионаж, выдачу военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство за границу Бесхмельницын не совершал.
По материалам уголовного дела Бесхмельницын работал в должности объездчика в лесничестве, присутствовал на совещаниях, где говорилось об обязанности по выявлению партизан и военнослужащих Советской армии, оказывал немецким захватчикам активное содействие в изъятии у населении имущества, то есть помогал иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны и его действия подлежат переквалификации со ст. 58-1 «а» УК РСФСР на ст. 58-3 УК РСФСР, как способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» не подлежат реабилитации лица, обоснованно осужденные, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении насильственных действий в отношении гражданского населения, а также в пособничестве изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны. При таких обстоятельствах президиум приходит к выводу, что Бесхмельницын П.М., как лицо обоснованно осужденное, реабилитации не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 407-408 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Приговор Военного трибунала войск НКВД СССР Курской области от 25 февраля 1946 года и определение Военного трибунала войск НКВД Московского округа от 10 апреля 1946 года изменить.
Переквалифицировать действия Бесхмельницына Павла Митрофановича со ст. 58-1 «а» УК РСФСР на ст. 58-3 УК РСФСР, по которой определить наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет в ИТЛ с конфискацией имущества, с поражением в правах, предусмотренных ст. 31 п. «а,б,в,г» УК РСФСР, на 5 лет после отбытия наказания.
В остальной части приговор и определение Военного трибунала войск НКВД Московского округа оставить без изменения.
Заключение и.о. прокурора Белгородской области об отказе в реабилитации Бесхмельницына П.М. удовлетворить, в реабилитации Бесхмельницына Павла Митрофановича отказать.
Председатель Белгородского
областного суда А.Н. Шипилов