Приговор изменён, действия осуждённого переквалифицированы в связи с неправильным применением уголовного закона



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

суда надзорной инстанции

г. Белгород 21 июня 2012 года

Президиум Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Шипилова А.Н.

членов президиума Ряжских Р.И.

Кондрашова П.П.

Тертышниковой С.Ф.

Мухортовой Л.И.

рассмотрел надзорную жалобу осужденного Гусева А.А. на приговор Белгородского районного суда Белгородской области от 12 мая 2011 года, которым с учетом определения судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 6 июля 2011 года,

Гусев А.А., судимый,

осужден:

- по ч.1 ст.228.1 УК РФ с применением ст.64 УК РФ к лишению свободы на 3 года с ограничением свободы на 1 год;

- по ч.1 ст.228 УК РФ к лишению свободы на 1 год.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев в ИК строгого режима с ограничением свободы на 1 год.

В период отбывания Гусевым ограничения свободы, установлены по совокупности преступлений следующие ограничения:

- не менять место жительства без согласия уголовно-исполнительной инспекции;

- не выезжать за пределы муниципального района «Белгородский район» Белгородской области без согласия уголовно-исполнительной инспекции.

Заслушав доклад судьи Белгородского областного суда Старковой С.А., изложившей обстоятельства дела, содержание приговора и кассационного определения, доводы надзорной жалобы и основания вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя прокурора Белгородской области Логвинова Э.В., полагавшего приговор изменить, президиум

УСТАНОВИЛ:

Приговором суда Гусев признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств и в незаконном приобретении, хранении наркотических средств без цели сбыта в крупном размере.

Преступления совершены при таких обстоятельствах:

Гусев, около 14 часов 55 минут 11.06.2010 года, с целью распространения наркотических средств, на автомобильной стоянке незаконно сбыл С. наркотическое средство – <...>, массой (в пересчете на сухое вещество) 0,564 грамма, за денежное вознаграждение.

Кроме этого, Гусев, в период времени с середины июня 2010 года по 25.06.2010 года на огородах незаконно приобрел наркотическое средство – <...>, массой 8,7 грамма, являющееся крупным размером, которое перенес по адресу: <...>, и хранил в указанном месте без цели сбыта до 16 часов 25.06.2010 года. В указанное время наркотическое средство было изъято при производстве обыска.

В надзорной жалобе осужденный просит приговор суда и кассационное определение изменить. Считает, что его вина по ч.1 ст.228 УК РФ (преступление, совершенное в период с середины июня 2010 года по 25.06.2010 года) не доказана, переквалифицировать его действия (преступление от 11.06.2010 года) с ч.1 ст.228.1 УК РФ на ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ, поскольку наркотическое средство было изъято сотрудниками полиции из незаконного оборота. С учетом этого снизить срок назначенного наказания до 2 лет 6 месяцев, а также отменить дополнительный вид наказания в виде ограничения свободы.

Президиум считает приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.

Как видно из материалов уголовного дела, 11.06.2010 года сотрудники УФСКН РФ по Белгородской области, в рамках Федерального Закона РФ от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» проводили ОРМ «наблюдение» за С., в ходе которого было установлено, что Гусев незаконно сбыл С. наркотическое средство – <...>, массой (в пересчете на сухое вещество) 0,564 грамма, за денежное вознаграждение в размере 600 рублей.

Поскольку передача наркотического средства происходила под контролем работников правоохранительных органов, действия Гусева подлежат квалификации по ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ как покушение на сбыт наркотических средств.

Суд назначил Гусеву наказание по каждому преступлению и по их совокупности с дополнительным наказанием в виде ограничения свободы.

В соответствии с п.12 ч.1 ст.308 УПК РФ, в резолютивной части обвинительного приговора должны быть указаны ограничения, которые устанавливаются для осужденного к наказанию в виде ограничения свободы.

Из резолютивной части приговора видно, что в нарушение указанных требований уголовного закона суд, признав Гусева виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.228.1 УК РФ; ч.1 ст.228 УК РФ и назначив ему наказание в виде лишения свободы с дополнительным наказанием в виде ограничения свободы, вместе с тем не установил ограничения для осужденного по каждому эпизоду инкриминируемых ему преступлений, тем самым фактически не назначив ему этот вид наказания. Поэтому президиум считает необходимым исключить дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

Президиум считает, что окончательное наказание Гусеву должно быть назначено по совокупности преступлений с применением ч.2 ст.69 УК РФ, а не с применением ч.3 ст.69 УК РФ в связи с изменениями, внесенными в УК РФ ФЗ от 07.12.2011 № 420-ФЗ.

Другие доводы осужденного удовлетворению не подлежат.

Согласно примечанию 1 к ст.228 УК РФ лицо, совершившее предусмотренное указанной статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Между тем, по смыслу уголовного закона добровольная выдача наркотических средств означает выдачу их представителям власти при наличии у этого лица реальной возможности распорядиться ими иным способом.

При проведении следственных действий по обнаружению и изъятию наркотических средств выдача их по предложению должностного лица, осуществляющего указанные действия, не может являться основанием для применения примечания 1 к ст.228 УК РФ.

Обыск в жилище Гусева проводился после возбуждения уголовного дела с целью отыскания по месту жительства осужденного наркотических средств. Заявление о добровольной выдаче незаконно хранящихся наркотических средств Гусев сделал непосредственно перед проведением обыска в его жилище. Следовательно, реальной возможности распорядиться наркотическими средствами Гусев не имел и их выдачу нельзя признать добровольной.

Руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Приговор Белгородского районного суда Белгородской области от 12 мая 2011 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 6 июля 2011 года в отношении Гусева А.А. изменить.

Действия Гусева А.А. по преступлению от 11.06.2010 года квалифицировать по ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ и назначить ему наказание с применением ст.64 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 2 года.

На основании ч.2 ст.69 УК РФ путем частичного сложения наказаний по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 ст.228, ч.3 ст.30-ч.1 ст.228.1 УК РФ окончательно назначить Гусеву наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев в ИК строгого режима.

Исключить из резолютивной части приговора указание на назначение Гусеву дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

В остальной части приговор суда и кассационное определение оставить без изменения, надзорную жалобу осужденного удовлетворить частично.

Председатель Белгородского

областного суда А.Н. Шипилов