КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Белгород 30 марта 2011 года
Судебная коллегия по уголовным делам Белгородского областного суда в составе
председательствующего Кудинова Н.И.,
судей Сидорова С.С., Киреева А.Б.
рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению государственного обвинителя Р. и кассационной жалобе осужденного Попова А.В. на приговор Свердловского районного суда г.Белгорода от 10 февраля 2011 года, которым
ПОПОВ А.В.,
гражданин РФ, несудимый,
осужден к лишению свободы: по ч.2 ст.302 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
Заслушав доклад судьи Сидорова С.С., выступления прокурора Александровой Т.В., поддержавшей кассационное представление, осужденного Попова и его адвоката Онищук В.Г., просивших приговор изменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приговором суда Попов признан виновным в четырех преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных в г.Белгороде при таких обстоятельствах.
В декабре 2009 года Попов, находясь у себя дома, внес в два цветочных горшка имеющиеся у него семена наркотического растения, снабдил их системой дренажа и полива, создав условия для выращивания запрещенных к возделыванию растений. После всхода семян, систематически осуществлял уход за растениями путем их полива, тем самым в период времени с декабря 2009 года по май 2010 года вырастил на балконе по месту жительства два запрещенных к возделыванию растения, содержащих наркотические вещества.
В конце мая 2010 года Попов путем сбора и измельчения верхней части выращиваемых им растений, незаконно получил наркотическое средство массой не менее 5,2 грамма, которое незаконно продолжил хранить у себя по месту жительства. 29 июня 2010 года в 20 часу, Попов на лестничной площадке своего дома, незаконно сбыл имеющееся у него наркотическое средство массой 5,2 грамма Е. за 600 рублей.
Также в конце мая 2010 года Попов путем сбора и измельчения верхней части выращиваемых им растений, незаконно получил наркотическое средство массой не менее 1,9 грамма, которое незаконно продолжил хранить у себя по месту жительства. 30 июня 2010 года Попов находясь по месту своего жительства, незаконно сбыл имеющееся у него наркотическое средство массой 1,9 грамма Е. за 600 рублей, который выступал в роли покупателя наркотических средств при проведении ОРМ «проверочная закупка».
В конце мая 2010 года, Попов, путем сбора и измельчения верхней части выращиваемых им растений, незаконно получил наркотическое средство массой не менее 20,1 грамма, которое незаконно продолжил хранить у себя по месту жительства. 30 июня 2010 года в период времени с 20 часов 55 минут до 21 часа 58 минут данное наркотическое средство было обнаружено и изъято сотрудниками Управления ФСКН России по Белгородской области в установленном законом порядке.
В судебном заседании Попов виновным себя по фактам сбыта наркотических средств 29 и 30 июня 2010 года и выращивания наркотических растений признал полностью.
В кассационном представлении государственный обвинитель Р. просит приговор отменить, ссылаясь на его несправедливость вследствие чрезмерной мягкости назначенного наказания, а также указывает на необоснованную переквалификацию действий осужденного со ст.30 ч.1, ст.228.1 ч.2 п. «б» УК РФ на ст.228 ч.1 УК РФ.
В кассационной жалобе осужденный Попов просит приговор изменить, оправдать его по ст.73 УК РФ.
В возражениях адвоката Онищук В.Г. просит кассационное представление оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационного представления и жалобы, судебная коллегия считает приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.
Вывод суда о доказанности вины Попова в совершении инкриминируемых ему преступлений основан на собранных по делу доказательствах всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании на основе состязательности сторон.
Вина Попова подтверждается, помимо его собственных, показаниями свидетелей сотрудников УФСКН С. и Б. об обстоятельствах задержания осужденного и свидетеля Е., материалами оперативно – розыскной деятельности, законность проведения которой подтвердили Е1., М., С. и Ч., показаниями свидетеля Е2., данными в суде, а также выводами судебно – химических экспертиз, установившими вид и количество сбываемого и хранимого Поповым наркотического средства.
Доводы кассационного представления о том, что суд необоснованно переквалифицировал действия Попова со ст.30 ч.1, ст.228.1 ч.2 п. «б» УК РФ на ст.228 ч.1 УК РФ судебная коллегия считает неубедительными, поскольку выводы суда об этом основаны на отсутствии доказательств наличия у Попова умысла на приготовление к сбыту, обнаруженного у него в квартире наркотического средства, и сделаны с учетом его показаний в суде, показаний свидетеля Е., отсутствия по месту жительства приспособлений для взвешивания и расфасовки.
Судебная коллегия не считает действия сотрудников правоохранительных органов по эпизоду покушения Попова на сбыт наркотических средств 30 июня 2010 года, провокационными, поскольку, после задержания 29 июня 2010 года Е. с наркотиками, сообщенная им информация нуждалась в оперативной проверке. Действия сотрудников УФСКН были направлены на изобличение и выявление сбытчика наркотических средств, что не противоречит требованиям ст.11 ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности».
По мнению судебной коллегии, наказание Попову назначено в полном соответствии с требованиями ст.ст.6, 60 УК РФ, с учетом всех данных, характеризующих его личность, является соразмерным содеянному, в связи с чем, считать его несправедливым вследствие мягкости, на что указывает государственный обвинитель в кассационном представлении, оснований не имеется.
Вместе с тем, выводы суда о признании Попова виновным по ст.231 ч.1 УК РФ судебная коллегия считает необоснованным.
Уголовный закон в редакции ФЗ от 19.05.2010 N 87-ФЗ предусматривает ответственность за незаконное культивирование в крупном размере растений, содержащих наркотические средства. Для конопли крупным размером, согласно постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 934, является 20 растений.
Попов признан виновным в посеве, выращивании и культивировании двух растений содержащих наркотическое средство, что исключает уголовную ответственность за данное преступление.
При таких обстоятельствах, в действиях Попова отсутствует состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.231 УК РФ.
Руководствуясь ст. 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Свердловского районного суда г.Белгорода от 10 февраля 2011 года в отношении Попова А.В. изменить.
Исключить из приговора указание об осуждении Попова А.В. по ст.231 ч.1 УК РФ на основании ст.24 ч.1 п.2 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления, освободив от назначенного наказания в виде 6 месяцев лишения свободы.
Назначить Попову А.В. наказание с применением ст.69 ч.3 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 2 года 9 месяцев.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Кассационное представление оставить без удовлетворения, а кассационную жалобу удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи