18 мая 2011 года судебной коллегией по уголовным делам Белгородского областного суда рассмотрено уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого Халилова Г.Б.О. на приговор Октябрьского районного суда г.Белгорода от 29 марта 2011 года, которым:
Халилов Г.Б.О., несудимый, осужден по:
ст.186 ч.1 УК РФ (в ред. ФЗ № 26 от 7.03.2011 года) к лишению свободы на 1 год 6 месяцев;
по ст.30 ч.3, ст.186 ч.1 УК РФ (в ред. ФЗ № 26 от 7.03.2011 года) к лишению свободы на 2 года.
С применением ст.69 ч.3 УК РФ окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на 2 года 4 месяца в ИК общего режима.
Гасанов Х.Т.О., судимый,
осуждён по ст.30 ч.3, ст.186 ч.1 УК РФ (в ред. ФЗ № 26 от 7.03.2011 года) к лишению свободы на 2 года 2 месяца в ИК строгого режима.
Приговор в отношении Гасанова не обжалован.
Халилов и Гасанов признаны виновными в покушении на сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального Банка РФ, кроме того, Халилов совершил хранение, перевозку в целях сбыта заведомо поддельных банковских билетов Центрального Банка РФ.
В судебном заседании Халилов виновным себя не признал, а Гасанов признал себя виновным частично. Оба поясняли, что о поддельности денежных билетов достоверно не знали и в сговор на их сбыт не вступали.
В кассационной жалобе осуждённый Халилов просил приговор отменить, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не доказана его причастность к инкриминируемым преступлениям и предварительный сговор с Гасановым. Указывал, что в основу приговора в отношении него не могут быть положены показания Гасанова на следствии, не были исследованы все доказательства, подтверждающие его невиновность.
Судебная коллегия кассационную жалобу удовлетворила частично, приговор суда изменила по следующим основаниям.
Исследовав представленные сторонами обвинения и защиты доказательства, суд обоснованно пришёл к выводу о доказанности вины Халилова и Гасанова в незаконных действиях с поддельными деньгами. Анализ доказательств изложен в приговоре.
Доводы осуждённых об их неосведомленности относительно поддельности купюр суд тщательно проверил и обоснованно отверг. При этом суд правильно принял во внимание, что об умысле подсудимых на незаконные действия с поддельными деньгами свидетельствует количество фальшивок, характер действий – приобретение мелких товаров в одно время и в одном месте, рассчитываясь каждый раз другой купюрой в 1000 рублей.
Неубедителен и довод Халилова о недостоверности показаний Гасанова на следствии, оглашенных в суде, в которых тот уличал Халилова в осведомленности о поддельности денег. Суд обоснованно признал эти доказательства допустимыми, полученными в присутствии адвоката. Заявлений о вызове переводчика не делалось. Гасанов эти свои показания следователю в суде не оспаривал. Ходатайств об исключении доказательств не заявлялось.
Вместе с тем содержащийся в приговоре суда вывод о том, что Халилов должен нести ответственность не только за хранение и перевозку поддельных денег, но и за покушение на их сбыт по предварительному сговору с Гасановым нельзя признать убедительным, основанным на установленных в суде данных. Наоборот, в суде установлено, что Халилов хранившиеся у него и перевезённые в Белгород фальшивые банкноты лично не сбывал и даже не находился при их сбыте Гасановым вместе с последним. Следовательно, объективную сторону преступления он не выполнял. В таком случае, по смыслу ст. 33 УК РФ, Халилов не был ни исполнителем, ни соисполнителем сбыта денег. Бесспорных данных о том, что он имел предварительный сговор с Гасановым, в деле нет.
Исходя из изложенного, судебная коллегия посчитала правильным приговор в отношении Халилова по ст.30 ч.3 и 186 ч.1 УК РФ отменить, а дело в этой части прекратить за отсутствием состава преступления.
Также из приговора исключено указание на отягчающее наказание обоих подсудимых обстоятельство – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, в связи с чем смягчено назначенное каждому из них наказание.
Наказание Халилову по ст. 186 ч. 1 УК РФ снижено до 1 года 4 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Наказание Гасанову по ст. 30 ч.3, 186 ч. 1 УК РФ снижено до 2 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор оставлен без изменения.