умышленное причинение опасного для жизни человека тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего



К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Белгород 08 августа 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Юсупова М.Ю.,

судей Клягина Г.К. и Сидорова С.С.,

с участием

прокурора Цапкова О.Н.,

адвоката Венжик Л.Г.,

при секретаре Агарковой Н.А.,

рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Дудкина С.В. на приговор Красногвардейского районного суда Белгородской области от 29 июня 2012 года, которым

Дудкин С. В., судимый:

-19.06.2007 года по ст.162 ч.3 УК РФ к 4 годам лишения свободы, освободился по отбытию наказания 07 апреля 2011 года;

-11.08.2011 года по ст.330 ч.1 УК РФ к обязательным работам сроком 180 часов, постановлением суда от 25.11.2011 года обязательные работы заменены лишением свободы на срок 22 дня, освободился 16.12.2011 года,

осужден по ст. 111 ч. 4 УК РФ к лишению свободы сроком на 10 лет в ИК особого режима.

Заслушав доклад судьи Юсупова М.Ю., выступления адвоката Венжик Л.Г., поддержавшего кассационную жалобу, прокурора Цапкова О.Н., полагавшего приговор изменить, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Приговором Дудкин признан виновным в умышленном причинении опасного для жизни человека тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего Х.

Преступление совершено в селе Л. К. района Белгородской области при таких обстоятельствах.

29 февраля 2012 года, около 23 часов, в доме указанного села, осужденный, находясь в состоянии алкогольного опьянения, стал высказывать проживавшему в этом доме с его разрешения Х. свое недовольство низкой температурой в доме, на почве чего между ними возникла ссора, в ходе которой Х. в адрес Дудкина С.В. выразился нецензурной бранью, оскорбив осужденного.

После этого, испытав злобу и личную неприязнь к Х., осужденный нанес тому удар кулаком в грудь, от чего Х. упал на пол.

Дудкин, продолжая избиение потерпевшего, нанес тому множественные удары ногами, обутыми в зимние ботинки, в различные части тела, причинив Х. множественные телесные повреждения в области головы, грудной клетки, брюшной области, нижних и верхних конечностей, повлекшие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Смерть Х. наступила на месте происшествия в ночь на 1 марта 2012 года в результате травматического шока.

В судебном заседании осужденный Дудкин свою вину отрицал.

В кассационной жалобе осужденный просит приговор изменить, снизить срок наказания и заменить режим исправительного учреждения с особого на строгий. Указывает, что вывод суда о том, что смерть потерпевшего наступила от его действий, основан на предположении и догадках, он не отрицает, что нанес потерпевшему несколько ударов, но от них смерть потерпевшего не могла наступить. По его мнению, суд не учел в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, аморальное поведение потерпевшего.

В возражениях на кассационную жалобу заместитель прокурора Красногвардейского района М. просит оставить ее без удовлетворения, а приговор – без изменения.

Проверив материалы дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.

Виновность Дудкина в совершении вмененного ему деяния подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: явкой с повинной и показаниями осужденного, показаниями потерпевшего Х., показаниями свидетелей П., Б., Т., Щ., Т1, М., О., протоколом осмотра места происшествия, заключениями судебных экспертиз, а также другими доказательствами, которые получили надлежащую оценку в приговоре как каждое в отдельности, так и в совокупности.

Действия осужденного судом правильно квалифицированы по ст. 111 ч. 4 УК РФ.

Несостоятельным является довод осужденного о том, что суд вынес приговор на догадках и предположении, поскольку смерть потерпевшего не могла наступить от ударов, нанесенных им.

Судом путем тщательного исследования заключений судебно-медицинских экспертиз, показаний эксперта Р. и других доказательств установлено, что множественные телесные повреждения, обнаруженные на трупе Х., образовались от ударов осужденного и стали причиной развития травматического шока, в результате которого наступила смерть потерпевшего.

Вопреки утверждению осужденного суд учел явку с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, при назначении ему наказания.

Поскольку в действиях Дудкина имеется особо опасный рецидив, суд правильно назначил отбывание наказания в исправительной колонии особого режима, поэтому довод жалобы в этой части также следует признать необоснованным.

Вместе с тем, судом ошибочно признана аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, обстоятельством, отягчающим наказание.

В соответствии с п. «з» ч.1 ст.61 УК РФ данное обстоятельство наоборот смягчает наказание.

Поэтому осужденному установленная судом аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, должна быть признана обстоятельством, смягчающим наказание, и с учетом этого назначенное ему наказание должно быть смягчено.

Руководствуясь ст.388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Красногвардейского районного суда Белгородской области от 29 июня 2012 года в отношении Дудкина С. В. изменить, исключить из приговора указание на признание аморального поведение потерпевшего отягчающим наказание обстоятельством, в соответствии с п. «з» ч.1 ст.61 УК РФ признать аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, обстоятельством, смягчающим наказание осужденного, и Дудкину С.В. снизить срок назначенного наказания до 9 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в ИК особого режима, в остальной части приговор оставить без изменения.

Кассационную жалобу осужденного удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи