Приговор по ч.2 ст. 162 УК РФ оставлен без изменения, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, наказание назначено соразмерно содеянному.



Судья Желтобрюхов С.П.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№22-2898/2011

г. Астрахань                                                                                      4 августа 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Плехановой С.В.,

судейобластного суда Скляровой Ю.В., Маревского Н.Э.,

при секретаре судебного заседанияСаетовой Л.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Советского района г. Астрахани Петелиной С.А., кассационной жалобе адвоката Марковой Д.А. в интересах осужденного Камбарова П.Т. на приговор Советского районного суда г.Астрахани от 24 мая 2011 г., которым

Камбаров П.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, не судимый,

осуждён по ч. 2 ст. 162 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2011г. №26-ФЗ) к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Заслушав доклад судьи Плехановой С.В. по обстоятельствам дела и доводам кассационной жалобы, выслушав прокурора Бобракова Ю.П. поддержавшего доводы кассационного представления по изложенным в нем основаниям, адвоката Маркову Д.А. поддержавшую доводы кассационной жалобы, потерпевшего А. согласившегося с доводами изложенными защитником осужденного, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Приговором суда Камбаров П.Т. признан виновным в разбойном нападении в целях хищения чужого имущества, совершенном с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с угрозой применения такого насилия, группой лиц по предварительному сговору, с применением предмета, используемого в качестве оружия.

Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ у <адрес>, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Камбаров П.Т. вину в предъявленном обвинении признал частично.

В кассационном представлении заместитель прокурора района ставит вопрос об изменении приговора ввиду неправильного применения уголовного закона и исключении указания суда на осуждение Камбарова П.Т. по квалифицирующему признаку «с применением насилия, опасного для жизни и здоровья» и снижении назначенного наказания.

Указывает, что вывод суда о том, что один удар кулаком в область шеи создавал реальную опасность для жизни и здоровья потерпевшего, основан на неправильном толковании уголовного закона, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002г. №29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», в связи с чем, поскольку в материалах дела отсутствуют медицинские документы, подтверждающие причинение потерпевшему телесных повреждений, полагает необходимым исключить из приговора квалифицирующий признак «с применением насилия, опасного для жизни и здоровья» и снизить наказание осужденному на 1 месяц.

В кассационной жалобе адвокат Маркова Д.А. ставит вопрос об изменении приговора ввиду его незаконности и необоснованности, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм уголовно-процессуального права и переквалификации действий ее подзащитного на ч.1 ст. 161 УК РФ.

Указывает, что доказательств, подтверждающих совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, не имеется, не имеется конкретного указания о времени сговора, о распределении ролей с согласованием действий в отношении потерпевшего, в связи с чем, вывод следователя и суда в этой части является надуманным. Из показаний потерпевшего также не усматривается наличие какого-либо сговора, при этом пояснил, что ребята между собой не договаривались, в заявлении он просил привлечь одно лицо к ответственности. Свидетели Б. и К. также пояснили, что задержанный признался, что похитил телефон один, при этом, отрицал применение ножа.

Квалифицирующие признаки «с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, или угрозой применения такого насилия», «с применением предмета» также не нашел своего подтверждения, поскольку в результате действий Камбарова вред здоровью потерпевшего причинен не был, угрозы применения насилия Камбаровым не высказывались; потерпевший пояснил, что не воспринял реально угрозу применения насилия, поскольку знал родителей Камбарова, и даже пытался преследовать последнего, чтобы задержать; предмет, используемый в качестве оружия, обнаружен не был; мог ли предмет в силу своих характерных особенностей являться опасным для жизни и здоровья, не установлено; сам же потерпевший лишь предполагал, что в руках у Камбарова был нож, который он не смог точно описать, однако данное предположение не нашло своего подтверждения, поскольку никаких словесных угроз Камбаров ему не высказывал и наличие ножа отрицал.

В своем ходатайстве потерпевший А. просит о смягчении назначенного Камбарову наказания в связи с заглаживанием морального и материального вреда; считает, что осужденный осознал свои противоправные действия и может нести наказание без лишения свободы. Также настаивает, что он не воспринял всерьез угрозы со стороны Камбарова и ему не были причинены физические страдания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор подлежащим оставлению без изменения.

Вывод суда о виновности Камбарова П.Т. основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательства, полно изложенных в приговоре и подтверждается:

Показаниями потерпевшего А. о том, что ДД.ММ.ГГГГ он выйдя из кафе «<данные изъяты>» около 4 часов ночи сел в свой автомобиль «ВАЗ-2109» и стал его разогревать. Затем Камбаров и находившийся с ним парень попросили подвезти их до школы милиции, на что он сказал, что это будет стоить 200 рублей. Один из парней сел на переднее пассажирское сидение, а второй на заднее. Когда они доехали до мебельного магазина, сидевший впереди парень, попросил развернуть автомобиль, дав 100 рублей. Он сказал, что изначально они договорились об оплате в 200 рублей, после чего этот парень вытащил из-под одежды нож, и приставил ему к шее, не выдвигая никаких требований. В этот момент у него в руках находился сотовый телефон « Нокия-6300» стоимостью 2500 рублей, который этот же парень вырвал у него из рук и передал сидевшему сзади, продолжая при этом удерживать нож у его шеи. Затем этот же парень забрал у него из автомобиля 200 рублей находившиеся на панели, а сидевший парень сзади вытащил из его телефона симкарту и выкинул ее. После чего парни вышли из автомобиля. Он попытался задержать парня, у которого был нож, в это время когда второй парень нанес ему сзади удар кулаком в область шеи, после чего парни убежали.

Эти же обстоятельства потерпевшим были указаны и в заявлении о привлечении к уголовной ответственности неизвестного лица, а также подтвердил их и при проведении очной ставки с Камбаровым, при этом на вопрос последнего почему он указывает на применение ножа, ответил, что рассказывает так как все было.

Из показаний свидетелей Б. и К. следует, что получив подробные объяснения от потерпевшего об обстоятельствах совершенного в отношении него разбойного нападения, а также то, что потерпевший знает отца человека, который похитил его имущество задержали Камбарова П.Т., который сообщил, что похищенный им телефон находится у его отца. Из их же показаний следует, что потерпевший указывал на применение в отношении него ножа при совершении преступления.

Из показаний свидетеля Камбарова Т.А. следует, что ДД.ММ.ГГГГ его сын куда-то ушел. На следующий день, вернувшись с работы, он увидел у сына телефон о происхождении которого тот ничего не ответил, а затем сказал, давай вернем телефон и что он знает таксиста. Когда они следовали в сторону вокзала, его сына задержали сотрудники милиции. Он в свою очередь вернул телефон.

Показания свидетеля о выдаче телефона нашли свое подтверждение и данными протокола выемки.

Кроме того, в своей явке с повинной Камбаров П.Т. указывал на то, что действительно совершил преступление в отношении водителя такси, открыто похитив сотовый телефон.

Дав надлежащую оценку приведенным доказательствам, суд обоснованно пришел к выводу о доказанности виновности осужденного Камбарова в инкриминируемом ему преступлении, и обоснованно сослался на них при постановлении приговора. Указанные доказательства согласуются между собой, получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Вопреки доводам жалоб, суд обоснованно подверг критической оценке показания потерпевшего, связанные с изменением обстоятельств совершенного в отношении него преступления, с приведением в приговоре соответствующих мотивов, не согласиться с которыми оснований у судебной коллегии не имеется.

Доводы осужденного о нарушении его прав при производстве предварительного расследования, выразившиеся в том, что изначально по делу ему не был предоставлен переводчик, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции. Эти доводы были тщательно проверены и не нашли своего объективного подтверждения, поэтому суд обоснованно пришел к выводу, что следственные действия проведенные с участием Камбарова, произведены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Кроме того вопреки доводам жалоб, суд обоснованно пришел к выводу, что действия осужденным в отношении потерпевшего были совершены группой лиц по предварительному сговору, поскольку они носили согласованный характер, каждый из напавших совершал действия в соответствии с изменением обстановки относительно действий каждого.

Вопреки доводам жалоб, то обстоятельство, что при совершении разбойного нападения был применен нож, подтверждается показаниями потерпевшего, положенными судом в качестве доказательств виновности осужденного. Эти показания, объективно нашли свое подтверждение в других доказательствах. То обстоятельство, что впоследствии нож не был обнаружен, вопреки доводам жалоб, не влияет на выводы суда о виновности осужденного о совершении преступления с применением предмета, используемого в качестве оружия, поскольку оснований подвергать сомнению в указанной части показания потерпевшего у суда не имелось.

Нельзя согласиться и с доводами представления о неосновательной квалификации действий осужденного по признаку применения насилия опасного для жизни и здоровья, поскольку по смыслу закона насилие, опасное для жизни или здоровья, имеет место и тогда, когда примененное насилие хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья.

Как видно из материалов дела, и правильно установлено судом в сложившейся обстановке примененное насилие являлось опасным для жизни и здоровья потерпевшего.

При производстве предварительного следствия и при рассмотрении дела судом существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора не допущено.

Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60 УК РФ, является справедливым, соразмерно содеянному, с учетом данных о личности осужденного, обстоятельств, смягчающих наказание.

При таких обстоятельствах оснований для отмены, изменения приговора суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Советского районного суда г. Астрахани от 24 мая 2011 г. в отношении Камбарова П.Т. оставить без изменения, а кассационное представление, кассационные жалобы - без удовлетворения.