Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 октября 2011 года Астраханский областной суд в составе председательствующего судьи Лавровой С.Е. при секретаре Русских Е.Д. с участием прокурора Петровой О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-39/2011 по заявлениям кандидатов в депутаты Думы Астраханской области Деева А.В., Иванцова А.Б. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 от 18 октября 2011 года № 07/19-22 «О регистрации Е.С. Дунаева кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22, выдвинутого избирательным объединением Астраханское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия». у с т а н о в и л : постановлением Думы Астраханской области от 30 августа 2011 года № 394/6 "О назначении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва" назначены выборы депутатов Думы Астраханской области пятого созыва на 4 декабря 2011 г. Официальная публикация названного акта произведена в «Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области» от 4 сентября 2011 г. № 38. Постановлением окружной избирательной комиссии по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 от 01.10.2011г. № 04/13-22 «О регистрации А.Б. Иванцова кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22, выдвинутого избирательным объединением «Астраханское региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России» Иванцов А.Б. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Астраханской области по указанному округу. Деев А.В. постановлением окружной избирательной комиссии по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 от 11.10.2011г. № 05/16-22 зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по этому же избирательному округу от избирательного объединения Астраханского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Постановлением окружной избирательной комиссии по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 от 18.10.2011 № 07/19-22 «О регистрации Е.С.Дунаева кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22, выдвинутого избирательным объединением Астраханское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» Дунаев Е. С. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Астраханской области по указанному выше округу. Зарегистрированные кандидаты Иванцов А.Б. и Деев А.В. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать постановление окружной избирательной комиссии по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 о регистрации Е.С.Дунаева кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22, выдвинутого избирательным объединением Астраханское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» незаконным, в связи с нарушением избирательного законодательства. В судебном заседании представитель Иванцова А.Б. Бедиров Р.А. и представитель Деева А.В. Рябинин В.В. поддержали заявленные требования, пояснив, что вопреки действующему законодательству кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 Дунаевым Е.С. не представлен первый финансовый отчет, что исключало возможность его регистрации в качестве кандидата. Председатель окружной избирательной комиссии по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 Гриценко Н.Н. и представитель Избирательной комиссии Астраханской области Расламбеков В.С. полагали заявление подлежащим удовлетворению, поскольку действительно кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 Дунаевым Е.С. не представлен свой первый финансовый отчет, что исключало возможность его регистрации в качестве кандидата Дунаев Е.С. и его представитель Нестеренко А.И. с заявлением не согласились, просили в его удовлетворении отказать, поскольку оснований для отмены постановления о регистрации Дунаева Е.С. не имеется. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Петровой О.Н., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему. Проведение выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва регулируется ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2001 г. N 67-ФЗ и Законом Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области» от 05.06.2006 N 24/2006-ОЗ. В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных требований, предусмотренных указанным федеральным законом, иным законом. Пунктами 24-26 статьи 38 предусмотрены основания для отказа в регистрации кандидата, в регистрации списка кандидатов, в проведении референдума, а также для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов. В силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 к числу оснований отказа в регистрации кандидата относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Аналогичные нормы содержатся и в Законе Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области» (часть 1 статьи 61, части 8 - 10 статьи 58). Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее, чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию, помимо прочих избирательных документов, первый финансовый отчет кандидата (подпункт 4 пункта 1 статьи 56 Закона Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области») Первый финансовый отчет представляется в соответствующую избирательную комиссию зарегистрированным кандидатом одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на 5 дней предшествует дате сдачи отчета, подтвержденные банковской справкой об остатке средств на счете, что следует из статьи 33 Закона Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области». Порядок и формы учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов определяются избирательной комиссией Астраханской области. Кандидат, избирательное объединение обязаны вести учет поступления и расходования средств своих избирательных фондов. Постановлением избирательной комиссии Астраханской области от 16.08.2011 № 2/8-5 утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва. В пункте 4.8. указанной выше Инструкции установлено, что финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме № 5, приведенной в Приложении № 5 к Инструкции. Установление обстоятельств, которые существовали и должны были быть известны к моменту принятия решения о регистрации кандидата и которые должны были повлечь отказ в регистрации, является основанием для отмены решения о регистрации. В судебном заседании установлено, что при подаче документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22, выдвинутого избирательным объединением Астраханское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» Дунаевым Е. С., среди них отсутствовали документы, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 56 Закона Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области». Данное обстоятельство в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Закона являлось безусловным основанием к отказу в регистрации кандидатов в депутаты, в связи с чем принятое решение о регистрации было незаконным и подлежит отмене по заявлению другого зарегистрированного кандидата в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона. Доводы Дунаева Е.С. о том, что 12 октября 2011 года он представил первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств своего избирательного фонда не нашли подтверждения. Согласно представленному в окружную избирательную комиссию по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 кандидатом Дунаевым Е.С. договору, 6 октября 2011 г в Астраханском ОСБ №---Сберегательном банке РФ им открыт специальный избирательный счет №---. Из представленной Дунаевам Е.С. 12 октября 2011 г. в окружную избирательную комиссию по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 справки Астраханского ОСБ №--- от --- следует, что остаток средств на вышеуказанном счете составляет 0 рублей. Первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата Дунаева Е.С., подтвержденный банковской справкой, кандидатом не представлен. Ответственность за представление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, в силу действующего законодательства, возложена на кандидата, избирательное объединение. Ссылка Дунаева Е.С. на первый финансовый отчет, представленный им в окружную избирательную комиссию по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 --- несостоятельна. В судебном заседании установлено, что представленный Дунаевым Е.С. первый финансовый отчет, не заверен банковской справкой, и не подтверждает сведений о поступлении и расходовании средств по его специальному избирательному счету №---, поскольку в этом финансовом отчете указан специальный избирательный счет, открытый кандидатом Л.А.Ю. (№---). Остаток средств избирательного фонда Дунаева Е.С. на дату сдачи отчета не соответствует сведениям, содержащимся в представленной им позже банковской справке. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Дунаевым Е.С. в окружную избирательную комиссию предусмотренные статьей 56 Закона Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области» документы, необходимые для регистрации кандидата (первый финансовый отчет, заверенный банковской справкой), не представлены, что в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отказа в регистрации кандидата. Довод кандидата Дунаева Е.С. о том, что он представил свой первый финансовый отчет в надлежащем виде, однако в дальнейшем, при каких-то обстоятельствах в него были внесены изменения не нашел своего подтверждения. Доказательств, представления иной редакции первого финансового отчета, а не той, что находится в окружной избирательной комиссии по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 и опубликованной в средствах массовой информации, не установлено. Кандидаты несут личную ответственность за своевременное представление отчетности по установленным формам и достоверность отчетных данных. Из пояснений свидетеля С.Н.В. следует, что она составляла для кандидатов в депутаты Дунаева Е.С. и Л.А.Ю. первые финансовые отчеты, которые соответствовали представленным кандидатами специальным избирательным счетам. Она встретила Дунаева Е.С. после того, как он сдал в окружную избирательную комиссию по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 свой финансовый отчет, и посчитала необходимым засвидетельствовать копию этого отчета, оставшуюся у Дунаева Е.С. С экземпляром, сданным Дунаевым Е.С. в окружную комиссию, она ознакомилась 24 октября 2011 года и, по ее мнению, он соответствовал тому, который она составляла, и копию которого, в дальнейшем засвидетельствовала. Однако в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 20 октября 2011 года № 45 опубликован первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата Дунаева Е.С. по специальному избирательному счету №--- ему не принадлежащему. Указанный отчет направлен окружной избирательной комиссией по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 для публикации 17 октября 2011 года, что подтверждается письмом от указанной даты №---. Приведенные данные не свидетельствуют о наличии иной редакции первого финансового отчета кандидата Дунаева Е.С. на дату сдачи им отчета в окружную избирательную комиссию. Доводы о том, что поскольку первый финансовый отчет фактически представлен, содержащиеся в нем неточности должны были быть установлены и проверены окружной избирательной комиссией и могли быть устранены в порядке п. 1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» несостоятельны. В соответствии с пунктом 1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов. Указанная норма не предоставляет кандидату возможность представлять дополнительно документы, которые не были представлены ранее в сроки, установленные законом и необходимые соответственно для уведомления о выдвижении и регистрации и распространяется только на случаи выявления неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов. Несостоятелен и довод о том, что решение о регистрации кандидата не может быть отменено по тем основаниям, что обязанность по выявлению недостатков, содержащихся в документах кандидата, возложена на избирательную комиссию, поскольку ответственность за представление необходимых, предусмотренных законом, документов за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов возложена на кандидата. Дунаев Е.С. обязан проверить сведения, изложенные им, в первом финансовом отчете. С учетом того, что не имелось законных оснований для регистрации Дунаева Е.С. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва постановление окружной избирательной комиссии по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 от --- №--- «О регистрации Е.С. Дунаева кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22, выдвинутого избирательным объединением Астраханское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» нельзя признать законным. Руководствуясь ст. 194-199, 260- 261 ГПК Российской Федерации, Астраханский областной суд р е ш и л : заявления кандидатов в депутаты Думы Астраханской области Деева А.В., Иванцова А.Б. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 от 18 октября 2011 года № 07/19-22 «О регистрации Е.С. Дунаева кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22, выдвинутого избирательным объединением Астраханское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22 от 18 октября 2011 года № 07/19-22 «О регистрации Е.С. Дунаева кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Юго-Восточному одномандатному избирательному округу № 22, выдвинутого избирательным объединением Астраханское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия». Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.