В удовлетворении заявления кандидата в депутаты о признании незаконным, отмене постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации отказано, поскольку судом установлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 ноября 2011 года г. Астрахань

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шустовой Т.П.

при секретаре Маловой В.Г.

с участием прокурора Егоровой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Думы Астраханской области Сарычева О.В. об отмене постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23 от 22 октября 2011 № 12\22-23 «Об отказе в регистрации Сарычева О.В. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23, выдвинутого в порядке самовыдвижения», возложении обязанности на окружную избирательную комиссию по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23 зарегистрировать Сарычева О.В. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва,

УС Т А Н О В И Л:

Кандидат в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23 Сарычев О.В. обратился в суд с заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23 от 22 октября 2011 № 12\22-23 «Об отказе в регистрации Сарычева О.В. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23, выдвинутого в порядке самовыдвижения», возложении обязанности на окружную избирательную комиссию по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва.

В обоснование своих требований заявитель указал, что на основании статьи 48 Закона Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области» выдвинул свою кандидатуру по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23, предоставив в окружную избирательную комиссию все документы, предусмотренные действующим законодательством. После этого был начат сбор подписей в его поддержку, во время которого с согласия избирателей велась фотосъемка момента подписания ими подписного листа и паспорта с регистрацией каждого избирателя. Кроме этого все копии подписных листов перед сдачей их в окружную избирательную комиссию были нотариально заверены. Все подписные листы, оформленные, по мнению заявителя, надлежащим образом, были представлены в окружную избирательную комиссию Советского Звездного одномандатного избирательного округа №23. 19 октября 2011 года рабочей группой окружной комиссии была проведена проверка представленных подписей. Согласно итоговому протоколу окружной комиссией было признано недостоверными и недействительными 56 из представленных заявителем подписей избирателей. Количество достоверных подписей согласно указанному протоколу составило - 175. 22 октября 2011 года окружной избирательной комиссией было принято постановление № 12/22-23 "Об отказе в регистрации О.В. Сарычева кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 в порядке самовыдвижения". Основанием для отказа в регистрации явилось недостаточное количество достоверных подписей избирателей - пункт 5 части 8 статьи 58 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Думы Астраханской области". Заявитель считает, что указанное постановление принято с нарушением действующего законодательства, без учета фактических обстоятельств, грубо нарушает его избирательные права и подлежит отмене. Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному избирательному округу №23, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в окружную избирательную комиссию было представлено 2 папки с подписными листами. Папка №1 содержала 32 подписных листа с 147 подписями избирателей, папка №2 - 19 подписных листов и 84 подписи избирателей соответственно. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов от 19 октября 2011 года рабочая группа установила, что была представлена 231 подпись избирателя, из которых 24 подписи были признаны недействительными по причине указания сведений об избирателе, не соответствующих действительности, 25 подписей имели исправления в датах или были внесены не собственноручно, 2 - имели исправления в сведениях об избирателях, 4 - ошибки в заверениях подписного листа, 1 подпись внесена позже заверения подписного листа. Итого 56 подписей было признано недостоверными и недействительными. С такими выводами окружной избирательной комиссии заявитель не согласен по следующим основаниям. 18.10.2011 года председателем окружной избирательной комиссии Г. в адрес УФМС по Астраханской области было направлено письмо, из которого следовало, что 17 избирателей, поставивших свои подписи в поддержку заявителя по Приволжскому району, и 7 - по Советскому району в базе данных ОУФМС не значатся. Однако при детальном рассмотрении данного ответа можно увидеть, что часть избирателей не значится в базе по причине неправильного написания в запросе окружной избирательной комиссией фамилии, имени или отчества указанных избирателей. Например, в ответе УФМС 3 избирателя под фамилией «Л.» не значатся в базе, однако из подписного листа следует, что в фамилии данных лиц при составлении запроса допущена ошибка. Все эти граждане значатся под фамилией «Л.». Несколько граждан не значится в базе по причине ошибочного указания комиссией в запросе их адресов. Так, гражданин О.Ю.А. по данным УФМС не значится по адресу: <...>, однако в подписном листе указано, что он проживает в корпусе Б. При сборе подписей осуществлялась фотосъемка паспортов, а именно 2 и 3 листа, а также штампа с последней пропиской избирателя, у заявителя имеются полные фотоматериалы, доказывающие, что данные избиратели зарегистрированы по адресам указанных в подписных листах. Согласно справке эксперта от 19 октября 2011 года 17 подписей и дат было выполнено сборщиком подписей или вероятно сборщиком подписей, а также от имени одного лица другим лицом. В последнем случае, заявитель указывает, что внесение подписей не делает недостоверными сразу обе подписи, внесенные одним лицом, недостоверной считается только одна из двух подписей (часть 8 статьи 57 Закона Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области»). Однако, как следует из ведомости проверки подлинности подписных листов с подписями избирателей, избирательная комиссия признавала недействительными обе подписи, несмотря на прямые нормы закона. Например, в папке №1 и подпись на листе 24 строка 1, и подпись на листе 25 строка 1, которые по данным эксперта были выполнены одним лицом, были признаны избирательной комиссией недействительными. Данные утверждения, по мнению заявителя, также не соответствует действительности, так как у него имеются фотоматериалы, на которых четко видно, что подписи в подписном листе проставляет именно то лицо, чьи паспортные данные значатся в соответствующих графах. Дополнительным доказательством также являются заявления избирателей, в которых они подтверждают собственноручное внесение дат и подписей в подписные листы.

По инициативе заявителя на основании договора № 23 от 25 октября 2011 года была проведена независимая почерковедческая экспертиза в ООО "Ц..." опытным экспертом криминалистом Ф., которому были предоставлены нотариально заверенные копии подписных листов с подписями избирателей, представленных заявителем в окружную избирательную комиссию, а также по 40 образцов написания дат и краткой подписи данных избирателей. Результаты экспертизы подтверждают подлинность подписей избирателей из числа признанных недействительными по заключению привлеченного в период проверки подписных листов окружной избирательной комиссии Советского района эксперта. 12 подписей избирателей были признаны недействительными в связи с якобы имеющими место исправлениями в датах их внесения в подписной лист. С этим утверждением заявитель не согласен, указывая, что нельзя считать исправлениями индивидуальность почерка отдельных лиц в силу возрастных данных (многим из этих избирателей более 75 лет) и личных особенностей граждан при написании цифр. По указанным обстоятельствам считает, что обжалуемое Постановление окружной избирательной комиссии Советского Звездного одномандатного избирательного округа №23 от 22.10.11 №12/22-23 подлежит отмене. Просит отменить постановление окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23 от 22 октября 2011 № 12\22-23 «Об отказе в регистрации Сарычева О.В. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23, выдвинутого в порядке самовыдвижения», обязать окружную избирательную комиссию по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23 зарегистрировать Сарычева О.В. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва.

В судебном заседании заявитель Сарычев О.В. поддержал доводы заявления, просил удовлетворить заявленные требования.

Представители окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 Г., Л. заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении. Представитель избирательной комиссии Астраханской области Р. в судебном заседании требования заявления поддержал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Егоровой И.Ю., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Думы Астраханской области №394\6 от 30 августа 2011 года на 14 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Думы Астраханской области пятого созыва. Постановление опубликовано в «Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области» от 4 сентября 2011 №38.

На основании Постановления избирательной комиссии Астраханской области № 4\32-5 от 31 августа 2011 года установлено, что необходимое для регистрации количество подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва, по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 составляет 210.

Постановлением избирательной комиссии Астраханской области № 76\422-4 от 8 июля 2009 года сформирована территориальная избирательная комиссия Советского района г. Астрахани в количестве 11 членов с правом решающего голоса.

Постановлением избирательной комиссии Астраханской области № 3\22-5 от 22 августа 2011 года при проведении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва полномочия окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 возложены на территориальную избирательную комиссию Советского района г. Астрахани.

Постановлением окружной избирательной комиссии Советского Звездного одномандатного избирательного округа № 23 образована рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва.

27 сентября 2011 года Сарычев О.В. обратился в окружную избирательную комиссию по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва.

Постановлением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Астраханской области пятого созыва Советского Звездного одномандатного избирательного округа № 23 от 22 октября 2011 года № 12\22-23 Сарычеву О.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

На основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ Федерального закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в пункте 5 части 8 статьи 58 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ "О выборах депутатов Думы Астраханской областной ".

При этом согласно пункту 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недостоверной подписью признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта. Из смысла положений пункта 6.4 названной статьи закона недействительной подписью признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирателем в соответствии с настоящим Законом.

На основании части 3 названной нормы закона избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В силу части 4 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

На основании части 5 статьи 55 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (часть 5 в ред. Закона Астраханской области от 30.08.2011 N 48/2011-ОЗ).

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (части 5 и 6 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ).

В судебном заседании установлено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23, составляет 210.

Сарычевым О.В. в окружную избирательную комиссию представлены для регистрации его кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва подписные листы, содержащие 231 подпись, что составило максимальное количество подписей избирателей, представляемое для регистрации кандидата. Все подписи избирателей проверены в соответствии с частями 5 и 6 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Астраханской области Сарычева О.В. от 19 октября 2011 года признано достоверными 175 подписей, недействительными и недостоверными - 56 подписей, из них:

на основании пункта 3 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ «О выборах депутатов Думы Астраханской области» - 24 подписи;

на основании пункта 6 части 10 статьи 57 названного закона – 25 подписей;

на основании пункта 7 части 10 статьи 57 данного закона - 2 подписи;

на основании пункта 8 части 10 статьи 57 указанного закона - 4 подписи;

на основании пункта 12 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ - 1 подпись.

Постановлением окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 от 22 октября 2011 № 12\22-23 отказано в регистрации Сарычева О.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ «О выборах депутатов Думы Астраханской области» недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

Судом установлено, что в связи с подготовкой к проведению выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва окружной избирательной комиссией Советского Звездного одномандатного избирательного округа № 23 направлены запросы о проверке достоверности сведений в отношении избирателей: 18 октября 2011 года за исх. №01-04\26 в адрес начальника отдела УФМС России по Астраханской области в Советском районе г. Астрахани, 17 октября 2011 года за исх. №01-04\17 в адрес начальника отдела УФМС России по Астраханской области в Приволжском районе. По результатам проверки указанных сведений окружная избирательная комиссия исключила из числа действительных 24 подписи избирателей, как указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, проставленные в подписных листах:

в папке № 1 лист 12 строка 2, лист 18 строка 4, лист 25 строка 4, лист 28 строка 1, лист 29 строка 5, лист 23 строка 4, лист 23 строка 5, лист 25 строка 1, лист 25 строка 5, лист 26 строка 5, лист 30 строка 2, лист 30 строка 3, лист 30 строка 5, лист 31 строка 1, лист 31 строка 2, лист 31 строка 3, лист 31 строка 4, лист 31 строка 5, всего 18 подписей;

в папке № 2: лист 9 строка 1, лист 10 строка 1, лист 8 строка 1, лист 12 строка 2, лист 16 строка 1, лист 16 строка 2 – всего 6 подписей.

По данному факту заявитель не оспаривал действия окружной избирательной комиссии по исключению из числа достоверных подписей, исполненных избирателями в папке № 1: лист 12 строка 2 (И.Н.Г. - недостоверные сведения о месте жительства), лист 18 строка 4 (Д.В.И. - недостоверные сведения о месте жительства), лист 25 строка 4 (З.П.А. - недостоверные сведения о месте жительства), лист 28 строка 1 (П.В.А. – неправильно указана фамилия), лист 29 строка 5 (К.Е.И. – проживает на территории другого избирательного округа); в папке № 2: лист 9 строка 1 (Б.А.А. – неправильно указано отчество избирателя), лист 10 строка 1 (Г.А.А. – недостоверные сведения о месте жительства) - всего 7 подписей.

Суд приходит к выводу о том, что по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ «О выборах депутатов Думы Астраханской области, окружной избирательной комиссией необоснованно исключены из числа действительных подписей 17 подписей избирателей, проставленных в папке № 1 в количестве 13, и в папке № 2 – 4 подписей.

В судебном заседании из указанных подписей представители окружной избирательной комиссии не возражали включить в достоверные подписи в папке № 1: лист 23 строка 4 (Н.А.А., поскольку в тексте запроса в ОФМС член рабочей группы окружной избирательной комиссии неправильно указал отчество избирателя), лист 25 строка 5 (З.Т.А., поскольку при направлении запроса в ОФМС неправильно указали имя избирателя); в папке № 2: лист 12 строка 2 (Н.Н.Р. – при направлении запроса в ОФМС неправильно указали отчество избирателя).

К подписям, необоснованно исключенным на основании пункта 3 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ, суд относит подписи, проставленные в папке № 1: лист 23 строка 5 (Ш.Н.А.), лист 25 строка 1 (Ш.С.М.), лист 26 строка 5 (Ш.Л.И.), лист 30 строка 2 (М.З.Ф.), лист 31 строка 2 (А.С.В.) лист 31 строка 3 (А.С.И.), лист 31 строка 4 (А.М.П.), лист 31 строка 5 (А.В.В.).

В судебном заседании установлено, что часть из указанных избирателей зарегистрирована в <...>, другая часть – в <...>.

Однако судом установлено, что паспортные данные и сведения о месте жительства этих лиц, поставивших свои подписи за кандидата в депутаты Сарычева О.В. в подписных листах, достоверны, с чем в судебном заседании в результате исследования представленных доказательств представители окружной избирательной комиссии также согласились.

Кроме того, достоверность указанных сведений подтверждается сообщением УФМС России по Астраханской области от 2 ноября 2011 года за исх. № 1\28907, сообщением ОФМС по Астраханской области в Приволжском районе от 2 ноября 2011 года за исх. №14\3164, представленными оригиналами паспортов указанных избирателей и подписных листов, которые обозревались судом, показаниями свидетеля П.Л.П., пояснившей, что расположенная в <...> является одной и той же.

Подписи в папке № 1: лист 30 строка 3 (Л.А.А.), лист 30 строка 5 (Л.А.А.), лист 31 строка 1 (Л.А.А.) суд считает подлежащими включению в число действительных, поскольку в судебном заседании установлено, что окружной избирательной комиссией при проверке достоверности сведений в запросе, направленном в адрес ОФМС России по Астраханской области в Приволжском районе, в написании фамилий этих избирателей допущена ошибка (вместо буквы «г» указана буква «ч»). Поступивший в окружную избирательную комиссию из ОФМС ответ содержал сведения на лиц по фамилии «Л.», в связи с чем комиссия необоснованно посчитала подписи этих избирателей как указавших сведения, не соответствующие действительности.

Факт достоверности занесенных в подписные листы сведений об указанных избирателях подтверждается оригиналами подписных листов, сообщением УФМС России по Астраханской области от 2 ноября 2011 года за исх. № <...>, сообщением ОФМС по Астраханской области в Приволжском районе от 2 ноября 2011 года за исх. №<...>, представленным оригиналом паспорта Л.А.А., показаниями свидетеля П.Л.П.

В судебном заседании свидетель П.Л.П. дала показания о том, что являясь работником регистрационного учета отдела УФМС России по Астраханской области в Приволжском районе, была исполнителем поступившего в отдел УФМС запроса из окружной избирательной комиссии от 17 октября 2011 года за исх. №<...>. При исполнении запроса свидетель отметила наличие в нем явных ошибок, в частности при написании имени, отчества, фамилий, в связи с чем составила ответ в соответствии со сведениями, содержащимися в действительности в базе ОФМС. При передаче исполненного запроса явившийся за ответом сотрудник избирательной комиссии попросил составить ответ на запрос в соответствии с теми данными, которые были указаны окружной избирательной комиссией. Составленный первоначально ответ на запрос свидетель переделала с учетом сведений, содержащихся в запросе комиссии.

Оснований не доверять показаниям свидетеля П.Л.П. у суда не имеется, в связи с чем суд данные показания свидетеля принимает.

Неправильно исключенными окружной избирательной комиссией на основании пункта 3 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ суд считает подписи избирателей Ф.Р.Р. (лист 8 строка 1), О.Ю.А. (лист 16 строка 1) и Н.Н.Д. (лист 16 строка 2), исполненные в папке №2, поскольку выводы окружной избирательной комиссии о недостоверности сведений при указании адреса места жительства данных избирателей опровергаются оригиналами подписных листов, сообщениями УФМС России по Астраханской области от 2 ноября 2011 года за исх. № <...>, сообщением ОФМС по Астраханской области в Приволжском районе от 2 ноября 2011 года за исх. №<...>.

Так, при исследовании подписного листа 8 на строке 1 судом установлено, что адрес места жительства Ф.Р.Р. указан: <...>. Между тем, при направлении запроса в отдел УФМС России по Астраханской области в Приволжском районе окружной избирательной комиссией адрес данного лица указан: <...>.

Аналогичные ошибки в запросе о сведениях допущены избирательной комиссией при написании адресов избирателей О.Ю.А. (лист 16 строка 1) и Н.Н.Д. (лист 16 строка 2).

На основании пункта 6 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ «О выборах депутатов Думы Астраханской области» недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

Суд приходит к выводу о том, что из числа действительных подписей по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ «О выборах депутатов Думы Астраханской области» окружной избирательной комиссией правильно исключены подписи, проставленные в папке №1 – 2 подписи, в папке № 2 – 3, всего 5 подписей.

При исследовании оригиналов подписных листов, на которых исполнены подписи избирателей: Г.В.И. (папка №1 лист 4 строка 5), М.Г.Ф. (папка №1 лист 7 строка 2), А.Р.Р. (папка №2 лист 1 строка 5), П.И.В. (папка №2 лист 6 строка 2) и М.А.Б. (папка №2 лист 8 строка 2), судом установлены явные исправления, допущенные при написании дат внесения подписей, которые специально не были оговорены избирателями.

Доводы заявителя и представителя избирательной комиссии Астраханской области о том, что приведенные выше записи позволяют однозначно трактовать сведения о проставленных датах, что не препятствует однозначному восприятию этих сведений, основаны на неправильном толковании пункта 6 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ «О выборах депутатов Думы Астраханской области», предусматривающего внесение в обязательном порядке специальной оговорки избирателей в случае исправлений в датах проставления подписей.

Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, который в соответствии с его пунктом 2 статьи 1 имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 5 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, части 12.1 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ, следует, что сокращения слов и дат, не препятствующих однозначному восприятию сведений, допустимы в содержащихся в подписных листах в сведениях об избирателе. Выявленные избирательной комиссией в данном случае нарушения имеют иной характер, поскольку предусмотрены пунктом 6 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ.

Суд также не может принять в подтверждение факта отсутствия исправления в дате внесения подписи избирателя П.И.В. (папка №2 лист 6 строка 2) высказанное при опросе в судебном заседании мнение эксперта Б.А.А., поскольку в обоснование недействительности подписей избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, заключение эксперта законом не предусмотрено, и исследование данных исправлений экспертом не проводилось.

Суд считает неправильно исключенными из числа действительных на основании пункта 6 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ ввиду отсутствия исправлений в дате внесения 8 подписей избирателей, исполненных в папке № 1 – лист 2 строка 3 (П.О.Ф.), лист 2 строка 4 (С.В.В.), лист 8 строка 5 (Б.И.П.), лист 13 строка 1 (К.Д.М.), лист 20 строка 4 (Н.Н.И.), лист 22 строка 3 (А.Л.А.); в папке № 2 – лист 7 строка 3 (Э.В.П.), лист 16 строка 3 (Л.Е.В.).

Данный вывод сделан судом, исходя из анализа исследования в судебном заседании оригиналов подписных листов с подписями указанных избирателей, из которых следует очевидное отсутствие исправлений. Кроме того, возраст избирателей П.О.Ф. (<...> года рождения), Н.Н.И.(<...> года рождения), А.Л.А. (<...> года рождения), Э.В.П.(<...> года рождения) свидетельствует о наличии определенных особенностей их почерка.

Суд приходит к выводу, что комиссией необоснованно исключены как признанные недействительными из папки № 1 подписи в количестве 2, имеющиеся в строках 2, 5 (лист 14 и 21 соответственно С.С.Г. и Т.Г.Ф.), поскольку выводы эксперта о выполнении указанных подписей от имени одного лица другим лицом носят предположительный (вероятный) характер, что исключает однозначный вывод о недостоверности этих подписей.

Из недействительных по мотиву выполнения даты и подписи одним лицом исключению судом подлежит подпись, проставленная в папке №2 лист 10 строка 3 (А.Е.В.), поскольку суд принимает во внимание то обстоятельство, что подписи избирателей принадлежат близким родственникам (матери и дочери), что не исключает наличия у них похожего почерка.

Данное обстоятельство подтверждено и экспертом Б.А.А. при исследовании в судебном заседании оригиналов подписных листов, справки эксперта от 19 октября 2011 года. Эксперт суду пояснил, что при исследовании записей в подписных листах действительно выразил сомнение в выполнении разными лицами записей в датах и подписях, сделанных в папке №2 лист 10 строка 3 (А.Е.В.) и лист 10 строка 2 (А.Л.Н.), в связи с чем в справке эксперта от 19 октября 2011 года он указал о выполнении данных записей одним лицом. При исследовании в судебном заседании указанных записей и при наличии у него сведений о том, что эти лица являются близкими родственниками, он допускает возможность проставления записей каждым из них за себя, для категоричного и точного вывода ему необходимы дополнительные образцы почерка.

Суд принимает в данном случае во внимание и то обстоятельство, что в аналогичной ситуации окружная избирательная комиссия в отношении подписей, проставленных в строках 4 и 5 лист 16 в папке № 2 (М.А.Н. и М.Н.З.), предполагая наличие родственной связи между этими лицами, не исключила эти подписи из числа достоверных по основанию выполнения одним лицом при наличии вероятного вывода об этом в экспертной справке.

При указанных обстоятельствах и учитывая, что окружная избирательная комиссия не исключала из числа достоверных подпись избирателя А.Л.Н., суд приходит к выводу о необходимости включения в число действительных 1 подписи избирателя А.Е.В.

Суд приходит к выводу, что избирательной комиссией правильно признаны недействительными 9 подписей избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно в папке №1: лист 5 строка 2 (Л.Т.В.), лист 6 строка 3 (Л.А.В.), лист 16 строка 1 (П.В.В.), лист 24 строка 1 (З.А.П.), лист 25 строка 1 (Ш.С.М.), лист 25 строка 5 (З.Т.А.), лист 31 строка 2 (А.С.В.); в папке № 2: лист 4 строка 4 (К.Н.А.А.), лист 8 строка 3 (И.Р.Ф.).

Решение избирательной комиссии об исключении из числа достоверных в выше указанных случаях подписей избирателей основано на выводах экспертного заключения от 19 октября 2011 года, которое судом принимается в подтверждение оснований для признания этих подписей избирателей недостоверными и недействительными, поскольку к проверке подписных листов специалист экспертно-криминалистического Центра при МВД России по Астраханской области Б.А.А. был привлечен в соответствии с положениями части 4 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ, которые согласуются с нормами статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Заявитель не оспаривает правильность исключения из приведенных выше 1 подписи избирателя К.Н.А.А., имеющейся в папке № 2: лист 4 строка 4, как проставленной его супругой К.С.Б., и в данной части он согласен с выводами эксперта о проставлении одним лицом дат и подписей, сделанных и в строке 3 на этом же листе, не исключенной избирательной комиссией.

Представленное заявителем заключение эксперта ООО «Ц...» Ф.И.В., суд считает, не может являться подтверждением незаконности действий окружной избирательной комиссии по исключению на основании пункта 6 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ из числа достоверных подписей избирателей по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата по основаниям недостаточного для регистрации количества достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей, положения Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяются на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Согласно пункту 6.3 статьи 38 указанного закона недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Из смысла приведенных норм закона, следует, что основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей могут являться заключения экспертов, привлеченных в порядке, установленном пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Кроме того, в судебном заседании эксперт ООО «Ц...» Ф.И.В. пояснил, что перед проведением экспертизы сравнительные образцы, в том числе и свободные, у Л.Т.В., Л.А.В., П.В.В., З.А.П., Ш.С.М., З.Т.А., А.С.В., И.Р.Ф. и у М.В.И. (лица, собиравшего подписи) лично им не отбирались, исследование всех записей проведено по образцам, представленным для проведения экспертизы Сарычевым О.В., и данные обстоятельства суд считает, не могут объективно свидетельствовать о предоставлении для экспертного исследования образцов именно тех лиц, чьи подписи были признаны комиссией недействительными по мотиву не собственноручного проставления дат внесения подписей.

Представленные Сарычевым О.В. заявления избирателей в подтверждение обстоятельств проставления дат и подписей именно этими лицами суд не может принять в качестве относимых доказательств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения данного гражданского дела, поскольку установление достоверности подписи путем опроса избирателей законом не предусмотрено.

На основании пункта 7 части 10 статьи 57 недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.

Суд считает правильным исключение по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ, 2 подписей избирателей в папке № 1 лист 25 строка 2 (П.Т.А.) и лист 26 строка 5 (Ш.Л.И.), поскольку из исследованных оригиналов подписных листов следуют очевидные исправления соответственно в отчестве и в адресе места жительства, без специальной оговорки, что противоречит требованиям закона о необходимости обязательной оговорки в таких случаях избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.

Доводы заявителя и представителя областной избирательной комиссии о том, что неоговоренные исправления не препятствуют однозначному восприятию информации о данных избирателях, не основаны на законе и противоречат принципу равенства всех участников избирательного процесса.

По смыслу действующего избирательного законодательства обязанность по надлежащему оформлению подписных листов, оформлению и составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и представлению названных документов в соответствующую избирательную комиссию для регистрации возлагается на кандидата, как на лицо, претендующее на замещение должности в представительном органе государственной власти посредством прямых выборов. Возложенная на заявителя обязанность в данном случае не была выполнена.

В соответствии с пунктом 8 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.

Обоснованно исключены на основании пункта 8 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ из числа действительных 4 подписи избирателей в папке № 1 лист 18 строка 1 (А.Н.Д.), лист 18 строка 2 (Я.Г.И.), лист 18 строка 3 (Я.А.И.), лист 18 строка 4 (Д.В.И.).

Утверждения заявителя об отсутствии в указанных подписных листах исправлений в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (М.В.И.), опровергаются исследованным в судебном заседании оригиналом этого подписного листа, из которого очевидно следует наличие исправления. При этом суд учитывает, что на других подписных листах как в папке №1, так и в папке №2 М.В.И., осуществлявшей сбор подписей избирателей, аналогичные исправления (при написании даты внесения подписи) не допускались.

В соответствии с пунктом 12 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ недействительными признаются подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом.

Суд, исследовав подпись в подписном листе 1 на строке 4, расположенную в папке № 1, учитывая при этом возраст избирателя Ж.Н.И., <...> года рождения, приходит к выводу о неправильности исключения из числа действительных избирательной комиссией подписи этого избирателя, поскольку указанная запись не свидетельствует о наличии нарушений требований пункта 12 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ.

Суд считает ошибочно посчитанными окружной избирательной комиссией по двум основаниям 5 подписей избирателей: Д.В.И. (папка № 1, лист 18, строка 4), Ш.С.М. (папка № 1 лист 25 строка 1), З.Т.А. (папка № 1 лист 25, строка 5), Ш.Л.И. (папка № 1 лист 26, строка 5) и А.С.В. (папка № 1 лист 31 строка 2), что не оспаривалось в судебном заседании представителями окружной избирательной комиссии.

Вместе с тем, судом установлено, что комиссией подписи данных избирателей правильно исключены по различным основаниям:

на основании пункта 3 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ - подпись Д.В.И.;

на основании пункта 6 части 10 статьи 57 названного закона - подписи Ш.С.М., З.Т.А. и А.С.В.;

на основании пункта 7 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ – подпись Ш.Л.И.

В силу статьи 9 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта.

В соответствии с частью 8 той же статьи если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

Проверяя доводы заявителя и представителя областной избирательной комиссии о правильности выводов окружной избирательной комиссии в части исключения на основании заключения эксперта из числа достоверных одновременно 2 подписей избирателей: З.А.П. (папка №1 лист 24 строка 1) и Ш.С.М. (папка №1 лист 25 строка 1) по мотиву выполнения даты внесения подписей одним лицом, суд приходит к выводу о правомерности действий комиссии в этом случае, поскольку избирательная комиссия должна учитывать, что в силу требований пункта 6 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ10 подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, на основании заключения эксперта признаются недействительными.

Не исключение в аналогичных случаях окружной избирательной комиссией Советского Звездного одномандатного избирательного округа № 23 обеих подписей одновременно по основанию проставления даты их внесения одним лицом:

не исключили подпись Ф.Р.Р. (в папка №2 лист 8 строка 1), но исключили подпись И.Г.Ф. (в папке № 2 лист 8 строка 3);

не исключили подпись А.Л.Н. (в папке № 2 лист 10 строка 2), но исключили подпись А.Е.В. (в папке № 2 лист 10 строка 3);

не исключили подпись К.С.Б. (в папке №2 лист 4 строка 3), но исключили подпись К.Н.А.А. (в папке №2 лист 4 строка 4) –

не подтверждает право избирательной комиссии на исключение только одной подписи, поскольку заявитель оспаривает решение избирательной комиссии по существу лишь в той части, в которой избирательная комиссия признала собранные в его поддержку подписи недействительными. Суд не вправе выйти за пределы заявленных требований и фактически проверить на соответствие требованиям закона подписи избирателей, о проверке которых на соответствие требованиям закона Сарычев О.В. не просил. В данном случае суд не может сослаться и на часть 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку избирательная комиссия не признавала недействительными подписи К.С.Б., А.Л.Н. и Ф.Р.Р. на основании пункта 6 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24\2006-ОЗ, и в этой части решение избирательной комиссии не нарушает прав ни заявителя, ни данных избирателей. В таком случае суд не вправе по своей инициативе проводить повторную проверку достоверности представленных кандидатом подписей указанных избирателей, поскольку согласно действующему избирательному законодательству проверку действительности подписей избирателей полномочна производить именно избирательная комиссия (в пределах установленных избирательным законодательством сроков), а не суд.

Таким образом, из количества недостоверных и недействительных подписей следует исключить 30 подписей избирателей.

При исключении установленного судом количества недействительных и недостоверных подписей (26) из общего числа проверенных подписей число достоверных подписей избирателей составляет 205, что недостаточно для регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что на момент принятия избирательной комиссии оспариваемого решения имелись основания для отказа в регистрации Сарычева О.В. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по основанию недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Оспариваемое решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации Сарычева О.В. кандидатом не противоречит положениям подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и не нарушает пассивного избирательного права заявителя.

Оснований для признания незаконным и отмены постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 от 22 октября 2011 № 12\22-23 об отказе в регистрации Сарычева О.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва, возложении обязанности на окружную избирательную комиссию по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23 зарегистрировать Сарычева О.В. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 191 – 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления кандидата в депутаты Думы Астраханской области Сарычева О.В. об отмене постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23 от 22 октября 2011 № 12\22-23 «Об отказе в регистрации Сарычева О.В. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23, выдвинутого в порядке самовыдвижения», возложении обязанности на окружную избирательную комиссию по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу №23 зарегистрировать Сарычева О.В. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней через Астраханский областной суд.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200