В удовлетворении заявления кандидата в депутаты о признании незаконным, отмене постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации отказано, поскольку судом установлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 ноября 2011 года г. Астрахань

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего Маштачковой Л.Ф.

с участием прокурора Петровой О.Н.

при секретаре Даушевой Э.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Исаева Р.Н. о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва и обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты,

у с т а н о в и л:

постановлением Думы Астраханской области четвертого созыва от 30 августа 2011 года №394/6 « О назначении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва» назначены выборы депутатов Думы Астраханской области пятого созыва на 4 декабря 2011 года.

Постановлением избирательной комиссии Астраханской области от 22 августа 2011 года №3/22-5 на территориальную избирательную комиссию Наримановского района Астраханской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Наримановскому одномандатному избирательному округу №12.

Постановлением окружной избирательной комиссии от 28 октября 2011 года №47 Исаеву Р.И., выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области.

Исаев Р.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва и обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты, указав в обоснование требований, что избирательной комиссией ему не были выданы копии официальных документов на основании которых признаны недействительными подписи избирателей, признание избирательной комиссией недействительными всех 300 подписей, собранных в его поддержку, по основаниям, что в подписных листах отсутствуют сведения о том, что он является гражданином Российской Федерации, необоснованно, поскольку при сдаче документов для регистрации им был предоставлен паспорт гражданина Российской Федерации, кроме того, в вводной части подписных листов указано, что он является депутатом Совета муниципального образования «Наримановский район», что подразумевает наличие у него гражданства Российской Федерации. Исключение 31 подписи по основаниям несобственноручного проставления избирателями даты внесения подписи, и двух подписей, выполненных по мнению эксперта от имени одного лица другим лицом, необоснованно, поскольку заключение эксперта не соответствует требованиям закона. Комиссией также необоснованно отнесены к числу недействительных 15 подписей по основаниям несоответствия сведений об избирателях, 10 подписей имеющих исправления, не оговоренные избирателями, копии ведомостей проверки и документов, послуживших основанием для признания подписей недействительными и недостоверными не были вручены ему комиссией, с учетом изложенного просил признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты, поскольку избирательной комиссией необоснованно отказано ему в регистрации в качестве кандидата по пункту 5 части 8 статьи 58 Закона Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области», предусматривающему в качестве основания отказа в регистрации кандидата – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В судебном заседании заявитель и его представитель Кошмарев С.Ю. требования поддержали, просили постановление избирательной комиссии от 28.10.2011 №47 признать незаконным и отменить, обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать Исаева Р.И. в качестве кандидата в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва.

Представители окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 Прошунин И.В. и избирательной комиссии Астраханской области Яфарова Э.А. требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям отсутствия нарушений избирательного права.

Выслушав заявителя, его представителя, представителей окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12, избирательной комиссии Астраханской области, заключение прокурора Петровой О.Н., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям:

В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2011 года) основанием к отказу в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Аналогичные требования содержатся в Законе Астраханской области от 5 июня 2006 года №24/2006-0З (в ред. от 30.08.2011) «О выборах депутатов Думы Астраханской области» (пункт 5 часть 8 статьи 58).

В соответствии частью 13 статьи 57 Закона Астраханской области регистрация кандидата, списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.

В соответствии со статьей 57 (часть 9, пункты 1, 2,3,6,7, 8,12 части 10) Закона Астраханской области недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с частью 4 настоящей статьи, недействительными считаются подписи избирателей, даты внесения которых проставлены несобственноручно также на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, все подписи в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме, подписи избирателей, внесенные в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей, подписи, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, подписи избирателей с исправлениями в сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области» (далее Закон Астраханской области) кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку обязан собрать не менее 1 процента подписей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Частью 9 статьи 55 Закона Астраханской области установлено, что предельное число подписей, которое может быть представлено в соответствующую избирательную комиссию, не может превышать необходимое для регистрации количество подписей более чем на 10 процентов.

Согласно постановлению избирательной комиссии Астраханской области от 31 августа 2011 года №4/32-5 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, списка кандидатов при проведении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва» необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидата по Наримановскому одномандатному избирательному округу №12 составляет 273 подписи, максимальное количество подписей, представляемое для регистрации – 300.

Исаевым Р.И. для регистрации было представлено в окружную избирательную комиссию 300 подписей, исполненных на 35 листах в трех папках.

Как следует из итогового протокола окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 недействительными признаны все 300 подписей, собранных в поддержку кандидата по основаниям, что сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме, кроме того, 31 подпись признаны недействительными и недостоверными по основаниям несобственноручного внесения подписи, несобственноручного проставления избирателями даты внесения подписи и исправлений в дате внесения подписи, 2 подписи по основаниям выполнения от имени одного лица другим лицом, 15 подписей по основаниям несоответствия сведений об избирателях, 10 подписей по основаниям наличия исправлений, не оговоренных избирателями, 1 подпись исполненная лицом, не обладающим активным избирательным правом, 1 подпись по основаниям внесения в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей, 1 подпись по основаниям внесения до оплаты изготовления подписных листов.

В связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей, представленных для регистрации, Исаеву Р.И. отказано в регистрации.

Исследовав подлинники подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата Исаева Р.И.., и установив отсутствие во всех подписных листах сведений о наличии у кандидата гражданства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что признание окружной избирательной комиссией недействительными всех подписей соответствует законодательству о выборах.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона Астраханской области подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата оформляются по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону. Согласно указанному приложению подписные листы должны содержать следующие сведения о кандидате: наименование или номер избирательного округа, по которому баллотируется кандидат; гражданство Российской Федерации; место и дата рождения; место работы, занимаемая должность или род занятий; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата.

Учитывая, что обязанность сбора подписей и, соответственно, ответственность за правильность оформления подписных листов, в соответствии со статьей 53 Закона Астраханской области возложена на кандидата, отсутствие каких либо из перечисленных сведений является основанием для признания недействительными всех подписей в подписном листе, содержащем неполные сведения о кандидате.

Доводы заявителя о том, что указание в подписном листе сведений о замещении им должности депутата Совета муниципального образования «Наримановский район» свидетельствует о наличии у него гражданства Российской Федерации, основаны на неправильном применении закона.

Сведения о том, что кандидат является депутатом представительного органа муниципального образования не являются подтверждением такого гражданства, поскольку право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, по общему правилу, принадлежат гражданам Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, статьи 2- 4, 32 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ (в ред. от 25 июля 2011 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии же с пунктом 10 статьи 4 настоящего закона на основании международных договоров Российской Федерации депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран и гражданин иностранного государства, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования.

Кроме того, наличие в подписном листе сведений о том, что кандидат является депутатом представительного органа муниципального образования, а равно представление кандидатом паспорта при подаче документов на регистрацию, само по себе не освобождает кандидата от обязанности размещения сведений о российском гражданстве в подписных листах.

В судебном заседании заявитель пояснил, что используя форму подписного листа, предложенную ему другим кандидатом, не проверил соответствие ее приложению 3 к Закону Астраханской области, а также не проверил сведения о кандидате, изложенные в подписных листах.

Доводы о том, что указание таких сведений является требованием к форме подписного листа, что в случае отсутствия таких сведений является основанием для признания подписей избирателей недействительными по пункту 9, а не пункту 8, части 10 статьи 57 Закона Астраханской области, необоснованны, поскольку данные сведения относятся к сведениям о кандидате, указываемым в подписном листе.

Окружной избирательной комиссией помимо указанного выше основания обоснованно признаны недействительными и по иным основаниям, предусмотренным законом, подписи избирателей, представленные кандидатом :

в папке 1, исполненные на листе 2 (строки 5,6 ), листе 4 (строки 2, 3 ), листе 5 (строка 4), листе 6 (строки 2, 3, 4), листе 9 (строки 4,5,6,7,8), листе 13 (строка 2) - 14 подписей,

в папке 2, исполненные на листе 3 (строка 4), листе 9 (строки 3, 6), – 3 подписи,

в папке 3, исполненные на листе 1 (строки 8,9 ), листе 3 (строки 3,4,5), листе 5 (строки 1,2) -7 подписей, всего 24 подписи, поскольку даты внесения подписи в подписном листе проставлены избирателями несобственноручно (п.6 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области), что подтверждается заключением эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с частью 4 статьи 57 Закона Астраханской области;

Доводы заявителя о том, что выводы окружной избирательной комиссии основаны на справке эксперта, которая не может служить доказательством по делу, т.к. не является экспертным заключением, и не предусмотрена действующим процессуальным законодательством, Федеральным законом от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», законом о выборах Астраханской области, суд находит несостоятельными, поскольку избирательным законодательством не предусмотрен порядок проведения почерковедческой экспертизы подписных листов и не регламентировано содержание заключения эксперта.

Порядок проверки подписей избирателей установлен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 57 (пункт 4) Закона Астраханской области к проверке подписных листов могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.

Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Таким образом, заключение старшего эксперта ЭКЦ УМВД России по Астраханской области Б., изложенное в форме справки, может служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных экспертом не имеется.

Доводы заявителя об отсутствии в итоговом протоколе сведений о квалификации привлеченных к проверке подписей избирателей экспертов не основаны на законе, так как необходимость указания в протоколе сведений о квалификации эксперта не вытекает из требований избирательного законодательства. Объем сведений, указываемых в итоговом протоколе, установлен частью 14 статьи 57 Закона Астраханской области. В соответствии с указанной нормой итоговый протокол должен содержать сведения о количестве заявленных, количестве представленных и количестве проверенных подписей избирателей, а также о количестве подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол должен быть подписан руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии. Все предусмотренные законом требования были соблюдены комиссией при оформлении протокола.

Обоснованно признаны комиссией недействительными по основаниям, предусмотренным (п.6 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области), 2 подписи избирателей, представленные кандидатом :

в папке 2 на листе 11 (строка 1), листе 12 (строка 9), поскольку в датах внесения подписи имеются исправления, не оговоренные избирателями.

Необоснованно, по мнению суда, исключены по основаниям, предусмотренным п.6 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области 4 подписи избирателей, исполненных в папке 1 на листе 2 ( строки 8, 9), папке 3 на листе 7 (строка 2), листе 8 (строка 4), поскольку выводы эксперта об исполнении даты несобственноручно данными избирателями носят предположительный характер. Необоснованно исключена комиссией по п.6 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области подпись исполненная в папке 2 на листе 3 (строка 3), поскольку данная подпись вычеркнута самим кандидатом.

Таким образом, по основаниям, предусмотренным п.6 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области избирательной комиссией обоснованно признаны недействительными 26 подписей избирателей.

Обоснованно признаны окружной избирательной комиссией недействительными 6 подписей по основаниям, предусмотренным п.7 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области, содержащиеся

в папке 1 лист 12 ( строка 5), лист 14 (строка 6 ) – 2 подписи, наличие исправлений в первой подписи в отчестве избирателя, во второй в дате рождения, специально не оговоренные избирателями, и обоснованность признания данных подписей недействительными, заявитель признал в судебном заседании,

в папке 2 лист 1 (строка 3 ), лист 6 (строка 4) - 2 подписи, наличие исправлений в первой подписи номера паспорта, во второй - в отчестве избирателя, специально не оговоренные избирателями, и обоснованность признания данных подписей недействительными, заявитель признал в судебном заседании,

в папке 3 лист 6 (строка 8), лист 8 (строка 1 ) – 2 подписи, наличие исправлений в первой подписи номера паспорта, во второй в отчестве избирателя и адресе, не оговоренных избирателями и обоснованность признания данных подписей недействительными, заявитель также признал в судебном заседании.

Подлежат исключению из числа признанных недействительными по основанию, предусмотренному п.7 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области подписи, исполненные в папке 2 на листе 3 (строки 3,4), поскольку подпись на строке 3 была вычеркнута самим кандидатом, подпись на строке 4 исключена комиссией по п.6.ч.10 ст.57 Закона Астраханской области, а также подпись, исполненная на листе 9 строка 1 в той же папке, поскольку подпись вычеркнута самим кандидатом, подпись в папке 2 лист 1 строка 4, поскольку данная подпись признана комиссией недействительной по основаниям отсутствия у лица активного избирательного права.

Окружной избирательной комиссией обоснованно признаны недействительными 15 подписей по основаниям несоответствия сведений об избирателях ( п.3 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области), содержащиеся:

в папке 1 лист 3 ( строка 9) в адресе не указано - общежитие, лист 5 (строки 4,5 ) - в строке 4 у избирателя неправильно указано отчество, в строке 5 не указан номер квартиры, лист 10 строка 2 –не указан номер квартиры, лист 12 строка 6 – не указаны улица, номер дома и квартиры, лист 13 строка 9 –неправильно указано имя избирателя -6 подписей,

в папке 2 лист 5 (строки 1,2) – в обоих подписях неправильно указан населенный пункт, лист 7 (строка 6 ) – несоответствие отчества избирателя, лист 10 строка 5- номер квартиры указан неправильно, лист 11 строка 5 – неправильно указана улица, лист 12 строка 3 –не указана улица, - 6 подписей,

в папке 3 лист 2 (строка 4,5) – в строке 4 –несоответствие отчества и номера паспорта, в строке 5 – несоответствие фамилии и серии и номера паспорта, лист 4 строка 4- не указан номер квартиры – 3 подписи.

Несоответствия в сведениях об избирателях подтверждаются справкой отделения УФМС России по Астраханской области в Наримановском районе №13-3565 от 24.10.2011 года.

Заявитель согласился с наличием оснований для исключения по п.3 ч.10 ст.57 10 подписей, признанных комиссией недействительными по основаниям несоответствия отчества, фамилии, паспортных данных,неправильного указания населенного пункта, отсутствия в сведениях улицы.

С исключением подписей избирателей, в адресе которых не было указано: общежитие(папка 1лист 3 строка 9) номера квартиры, дома ( папка 1 лист 5 строка 5), лист 10 строка 2, папка 2 лист 10 строка 5, папка 3 лист 4 строка 4 заявитель не согласился, сославшись на то, что из представленных им на обозрение копий паспортов следует, что у данных избирателей в сведениях о регистрации отсутствует указание на номер квартиры либо номер дома, указание общежития.

Однако, представленные заявителем ксерокопии паспортов, не заверенные в установленном законом порядке, не могут расцениваться как относимые и допустимые доказательства по делу.

Указание адреса места жительства в соответствии с требованиями избирательного закона является необходимым условием реализации как активного, так и пассивного избирательного права.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ адресом места жительства является адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

Не указание в сведениях об избирателе места жительства в соответствии с требованиями закона, а именно, места регистрации, является основанием для исключения данной подписи, поскольку является нарушением, связанным с оформлением данных, содержащихся в подписном листе (пункт 5 статьи 2 и пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона).

Поскольку избирателями указан адрес места жительства, не зарегистрированный в отделении Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области в Наримановском районе, их подписи правомерно признаны окружной избирательной комиссией недействительными.

Обоснованность исключения избирательной комиссией подписи Л. (папка 2 лист 1 строка 4) по основаниям отсутствия у лица активного избирательного права (п.2 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области) подтверждается справкой отделения УФМС по Астраханской области в Наримановском районе, согласно которой данный избиратель на территории избирательного округа не зарегистрирован.

Комиссией обоснованно исключена подпись С. (папка 1 лист 8 строка 5) по основаниям внесения подписи до дня оплаты изготовления подписных листов, поскольку избирателем указана дата 09.10.10.

Необоснованно исключена избирательной комиссией подпись Р. (папка 2 лист 5 строка 1), по основаниям внесения даты подписи позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей, поскольку подпись внесена избирателем в день заверения подписного листа, кроме того данная подпись уже была исключена комиссией по основаниям, предусмотренным п.3 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области.

Непредставление кандидату заверенных копий ведомостей проверки и официальных документов, послуживших основанием для признания подписей недействительными и недостоверным не является основанием для отмены постановления об отказе в регистрации. В соответствии с частью 14 статьи 57 Закона Астраханской области получение указанных документов является правом кандидата, избирательная комиссия передает кандидату эти документы по его требованию. В судебном заседании установлено, что указанные выше документы были вручены заявителю по его обращению.

Установив, что из представленных кандидатом для проверки 300 подписей все подписи являются недействительными по основаниям, что сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме, кроме того из них 49 подписей являются недействительными и по иным основаниям, установленным законом, суд приходит к выводу о том, что у избирательной комиссии были основания для отказа Исаеву Р.И. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области.

Оснований для признания незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты не имеется, ввиду отсутствия нарушений избирательного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления Исаева Р.Н. о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва и обязании зарегистрировать его кандидатом отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200