В удовлетворении заявления кандидата в депутаты о признании незаконным, отмене постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации отказано, поскольку судом установлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

11 ноября 2011 года г. Астрахань

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего Маштачковой Л.Ф.

с участием прокурора Петровой О.Н.

при секретаре Лагуткиной Д.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суханбердиева Ф.Д. о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва и обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты,

у с т а н о в и л:

постановлением Думы Астраханской области четвертого созыва от 30 августа 2011 года №394/6 « О назначении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва» назначены выборы депутатов Думы Астраханской области пятого созыва на 4 декабря 2011 года.

Постановлением избирательной комиссии Астраханской области от 22 августа 2011 года №3/22-5 на территориальную избирательную комиссию Наримановского района Астраханской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Наримановскому одномандатному избирательному округу №12.

Постановлением окружной избирательной комиссии от 28 октября 2011 года №44 Суханбердиеву Ф.Д., выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области.

Суханбердиев Ф.Д. обратился в суд с заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии и вынесении постановления о регистрации его кандидатом в депутаты, указав в обоснование требований, что избирательной комиссией ему не были выданы копии официальных документов на основании которых признаны недействительными подписи избирателей, признание избирательной комиссией недействительными всех 300 подписей, собранных в его поддержку, по основаниям, что в подписных листах отсутствуют сведения о том, что он является гражданином Российской Федерации, необоснованно, поскольку при сдаче документов для регистрации им был предоставлен паспорт гражданина Российской Федерации, кроме того, в вводной части подписных листов указано, что он является депутатом Совета муниципального образования «Наримановский район», что подразумевает наличие у него гражданства Российской Федерации. Исключение подписей по основаниям несобственноручного проставления избирателями даты внесения подписи, и двух подписей, выполненных по мнению эксперта от имени одного лица другим лицом не соответствует требованиям избирательного законодательства, опровергаются письменными объяснениями избирателей.

Дополнив и уточнив в судебном заседании требования, заявитель указал, что комиссией необоснованно отнесены к числу недействительных также 2 подписи по основаниям несоответствия сведений о месте жительства избирателей, поскольку в населенном пункте - село Старокучергановка имеется только одна улица Победы, неправильное указание окончания в названии улицы не препятствует однозначному восприятию сведений о месте жительства избирателей, копии ведомостей проверки и документов, послуживших основанием для признания подписей недействительными и недостоверными вручены ему комиссией только по его обращению, просил признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты, поскольку избирательной комиссией необоснованно отказано ему в регистрации в качестве кандидата по пункту 5 части 8 статьи 58 Закона Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области», предусматривающему в качестве основания отказа в регистрации кандидата – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В судебном заседании заявитель и его представитель Кошмарев С.Ю. требования поддержали, просили постановление избирательной комиссии от 28.10.2011 №44 признать незаконным и отменить, обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать Суханбердиева Ф.Д. в качестве кандидата в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва.

Представители окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 Прошунин И.В. и избирательной комиссии Астраханской области Расламбеков В.С. требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям отсутствия нарушений избирательного права.

Выслушав заявителя, его представителя, представителей окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12, избирательной комиссии Астраханской области, заключение прокурора Петровой О.Н., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям:

В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2011 года) основанием к отказу в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Аналогичные требования содержатся в Законе Астраханской области от 5 июня 2006 года №24/2006-0З (в ред. от 30.08.2011) «О выборах депутатов Думы Астраханской области» (пункт 5 часть 8 статьи 58).

В соответствии частью 13 статьи 57 Закона Астраханской области регистрация кандидата, списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.

В соответствии со статьей 57 (часть 9, пункты 2,3,6,8,12 части 10) Закона Астраханской области недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с частью 4 настоящей статьи, недействительными считаются подписи избирателей, даты внесения которых проставлены несобственноручно также на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, все подписи в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме, подписи избирателей, внесенные в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона Астраханской области «О выборах депутатов Думы Астраханской области» (далее — Закон Астраханской области) кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку обязан собрать не менее 1 процента подписей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Частью 9 статьи 55 Закона Астраханской области установлено,что предельное число подписей, которое может быть представлено в соответствующую избирательную комиссию, не может превышать необходимое для регистрации количество подписей более чем на 10 процентов.

Согласно постановлению избирательной комиссии Астраханской области от 31 августа 2011 года №4/32-5 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, списка кандидатов при проведении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва» необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидата по Наримановскому одномандатному избирательному округу №12 составляет 273 подписи, максимальное количество подписей, представляемое для регистрации – 300.

Суханбердиевым Ф.Д. для регистрации было представлено в окружную избирательную комиссию 300 подписей, исполненных на 41 листе в трех папках.

Как следует из итогового протокола окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 недействительными признаны все 300 подписей, собранных в поддержку кандидата по тем основаниям, что сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме, кроме того, 30 подписей признаны недействительными и недостоверными по основаниям несобственноручного проставления избирателями даты внесения, 2 подписи по основаниям выполнения от имени одного лица другим лицом, 8 подписей по основаниям несоответствия сведений об избирателях, 1 подпись исполненная лицом, не обладающим активным избирательным правом и 1 подпись по основаниям внесения в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей.

В связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей, представленных для регистрации, Суханбердиеву Ф.Д. отказано в регистрации.

Исследовав подлинники подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата Суханбердиева Ф.Д., и установив отсутствие во всех подписных листах сведений о наличии у кандидата гражданства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что признание окружной избирательной комиссией недействительными всех подписей соответствует законодательству о выборах.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона Астраханской области подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата оформляются по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону. Согласно указанному приложению подписные листы должны содержать следующие сведения о кандидате: наименование или номер избирательного округа, по которому баллотируется кандидат; гражданство Российской Федерации; место и дата рождения; место работы, занимаемая должность или род занятий; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата.

Учитывая, что обязанность сбора подписей и, соответственно, ответственность за правильность оформления подписных листов, в соответствии со статьей 53 Закона Астраханской области возложена на кандидата, отсутствие каких либо из перечисленных сведений является основанием для признания недействительными всех подписей в подписном листе, содержащем неполные сведения о кандидате.

Доводы заявителя о том, что указание в подписном листе сведений о замещении им должности депутата Совета муниципального образования «Наримановский район» свидетельствует о наличии у него гражданства Российской Федерации, основаны на неправильном применении закона.

Сведения о том, что кандидат является депутатом представительного органа муниципального образования не являются подтверждением такого гражданства, поскольку право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, по общему правилу, принадлежат гражданам Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, статьи 2- 4, 32 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ (в ред. от 25 июля 2011 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии же с пунктом 10 статьи 4 настоящего закона на основании международных договоров Российской Федерации депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран и гражданин иностранного государства, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования.

Кроме того, наличие в подписном листе сведений о том, что кандидат является депутатом представительного органа муниципального образования, а равно представление кандидатом паспорта при подаче документов на регистрацию, само по себе не освобождает кандидата от обязанности размещения сведений о российском гражданстве в подписных листах.

В судебном заседании заявитель признал, что обязательное наличие сведений в подписном листе о гражданстве кандидата соответствует требованиям законодательства о выборах.

Доводы о том, что указание таких сведений является требованием к форме подписного листа, что в случае отсутствия таких сведений является основанием для признания подписей избирателей недействительными по пункту 9, а не пункту 8, части 10 статьи 57 Закона Астраханской области, необоснованны, поскольку данные сведения относятся к сведениям о кандидате, указываемым в подписном листе.

Окружной избирательной комиссией также обоснованно признаны недействительными по иным основаниям, предусмотренным законом, 42 подписи избирателей, представленные кандидатом :

в папке 1, исполненные на листе 2 (строки 2,5 ), листе 3 (строки 5,6), листе 11 (строки2,3,4), листе 12 (строки 2,5), листе 14 (строки 4,5,6,7,8) - 14 подписей,

в папке 2, исполненные на листе 18 (строки 4,6 ), листе 20 (строки 2,3), листе 22 (строки 1,2), листе 25 (строки 1,2,3,4), листе 26 (строка 1) – 11 подписей

в папке 3, исполненные на листе 29 (строка 4 ), листе 37 (строки 7,4), листе 40 (строки 4,6) – 5 подписей, всего 30 подписей, поскольку даты внесения подписи в подписном листе проставлены избирателями несобственноручно, что подтверждается заключением эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с частью 4 статьи 57 Закона Астраханской области;

в папке 1 на листе 1 (строки 1,2), подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, что также подтверждается заключением эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей

Доводы заявителя о том, что выводы окружной избирательной комиссии основаны на справке эксперта, которая не может служить доказательством по делу, т.к. не является экспертным заключением, и не предусмотрена действующим процессуальным законодательством, Федеральным законом от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», законом о выборах Астраханской области, суд находит несостоятельными, поскольку избирательным законодательством не предусмотрен порядок проведения почерковедческой экспертизы подписных листов и не регламентировано содержание заключения эксперта.

Порядок проверки подписей избирателей установлен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 57 (пункт 4) Закона Астраханской области к проверке подписных листов могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.

Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Таким образом, заключение старшего эксперта ЭКЦ УМВД России по Астраханской области Б., изложенное в форме справки, может служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных экспертом не имеется.

Ссылка заявителя на письменные заявления избирателей, подтверждающих собственноручное внесение ими даты и подписи в подписные листы несостоятельна, поскольку представленные заявителем копии заявлений не могут расцениваться как относимые и допустимые доказательств по данному делу.

Доводы заявителя об отсутствии в итоговом протоколе сведений о квалификации привлеченных к проверке подписей избирателей экспертов не основаны на законе, так как необходимость указания в протоколе сведений о квалификации эксперта не вытекает из требований избирательного законодательства. Объем сведений, указываемых в итоговом протоколе, установлен частью 14 статьи 57 Закона Астраханской области. В соответствии с указанной нормой итоговый протокол должен содержать сведения о количестве заявленных, количестве представленных и количестве проверенных подписей избирателей, а также о количестве подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол должен быть подписан руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии. Все предусмотренные законом требования были соблюдены комиссией при оформлении протокола.

Окружной избирательной комиссией обоснованно признаны недействительными 8 подписей по основаниям несоответствия сведений об избирателях, содержащиеся:

в папке 1 лист 9 ( строка 1), лист 10 (строка 4 ) – 2 подписи,

в папке 2 лист 20 (строка 1), лист 26 (строка 6 ) – 2 подписи,

в папке 3 лист 33 (строка 3, 4), лист 34 (строка 4, 5 ) – 4 подписи

Согласно справке отделения УФМС России по Астраханской области в Наримановском районе № от 22.10.2011 года в сведениях избирателей К.,С., В. имеет место несоответствие серии, номера паспорта, избирателя Т-лиева. –несоответствие фамилии (фактически Т-шева.) и адреса, избирателей Р., М., Ю., Г.- несоответствие адреса.

Заявитель согласился с наличием оснований для исключения указанных выше подписей, кроме подписей Н и Г., указав, что в населенном пункте - село Старокучергановка имеется только одна улица Победы, неправильное указание окончания в названии улицы не препятствует однозначному восприятию сведений о месте жительства избирателей.

В подписном листе (папка 3 лист 33 строки 3,4) место жительства Н. и Г. указано -Астраханская область, Наримановский район, с.Старокучергановка, ул. Победа, д..

Согласно справке отделения УФМС России по Астраханской области в Наримановском районе№В-3559 от 22.10.2011 года улица Победа не значится, избиратели зарегистрированы по адресу -Астраханская область, Наримановский район, с.Старокучергановка, ул. Победы, д..

Доводы заявителя о том, что неправильное указание окончания в названии улицы не препятствует однозначному восприятию сведений о месте жительства избирателей, в связи с чем подписи необоснованно признаны комиссией недействительными, основаны не неправильном толковании закона.

В соответствии с частью 12.1 статьи 57 Закона Астраханской области не могут служить основанием для признания подписей избирателей имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Указание адреса места жительства в соответствии с требованиями избирательного закона является необходимым условием реализации как активного, так и пассивного избирательного права.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ адресом места жительства является адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

Не указание в сведениях об избирателе места жительства в соответствии с требованиями закона, а именно, места регистрации, является основанием для исключения данной подписи, поскольку является нарушением, связанным с оформлением данных, содержащихся в подписном листе (пункт 5 статьи 2 и пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона).

Поскольку избирателями указан адрес места жительства, не зарегистрированный в отделении Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области в Наримановском районе, их подписи правомерно признаны окружной избирательной комиссией недействительными.

Исключение избирательной комиссией подписи И. (папка 3 лист 38 строка 7) по основаниям отсутствия у лица активного избирательного права подтверждается справкой отделения УФМС по Астраханской области в Наримановском районе, согласно которой данный избиратель на территории избирательного округа не зарегистрирован.

Обоснованно исключена избирательной комиссией и подпись Д (папка 3 лист 29 строка 9), поскольку дата внесения подписи указана избирателем 15.10.2011года, в то время как подписной лист заверен лицом, осуществляющим сбор подписей У. 13.10.2011 года, что является основанием для признания подписи недействительной в соответствии с пунктом 12 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области.

Непредставление кандидату заверенных копий ведомостей проверки и официальных документов, послуживших основанием для признания подписей недействительными и недостоверным не является основанием для отмены постановления об отказе в регистрации. В соответствии с частью 14 статьи 57 Закона Астраханской области получение указанных документов является правом кандидата, избирательная комиссия передает кандидату эти документы по его требованию. В судебном заседании установлено, что указанные выше документы были вручены заявителю по его обращению.

Установив, что из представленных кандидатом для проверки 300 подписей все подписи являются недействительными по основаниям, что сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме, кроме того из них 42 подписи являются недействительными по иным основаниям, установленным законом, суд приходит к выводу о том, что у избирательной комиссии были основания для отказа Суханбердиеву Ф.Д. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области.

Оснований для признания незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты не имеется, ввиду отсутствия нарушений избирательного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления Суханбердиева Ф.Д. о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Наримановского одномандатного избирательного округа №12 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва и обязании зарегистрировать его кандидатом отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200