№ 3-38/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 октября 2011 года г. Астрахань Астраханский областной суд в составе: председательствующего судьи: Мухамбеталиевой Н.Х. с участием прокурора: Егоровой И.Ю. при секретаре: Потаповой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Думы Астраханской области по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 Дунаева Е.В. об отмене постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 от 18 октября 2011 года № 10/20 – 23 «О регистрации А.Ю. Лахнова кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23, выдвинутого избирательным объединением «Астраханское региональное объединение политической партии «Справедливая Россия», установил: Постановлением Думы Астраханской области четвертого созыва от 30 августа 2011 года № 394/6 назначены выборы депутатов Думы Астраханской области пятого созыва на 4 декабря 2011 года. Постановлением окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 от 18 октября 2011 года № 10/20 – 23 Лахнов А.Ю. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23, выдвинутого избирательным объединением «Астраханское региональное объединение политической партии «Справедливая Россия». Постановлением окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 от 11 октября 2011 года № 07/16 – 23 Дунаев Е.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23, выдвинутого избирательным объединением «Астраханское региональное объединение Политической партии «Либерально – демократическая партия России». Дунаев Е.В. обратился в Астраханский областной суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата Лахнова А.Ю., поскольку им не представлен первый финансовый отчет в числе документов, необходимых для регистрации. В ходе судебного заседания представитель Дунаева Е.В. – Бедиров Р.А. заявление поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представители окружной избирательной комиссии Гриценко Н.Н. и Астраханской областной избирательной комиссии Расламбеков В.С. заявление Дунаева Е.В. просили удовлетворить, постановление окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 от 18 октября 2011 года № 10/20 – 23 отменить. В частности, Гриценко Н.Н. указала, что Лахнов А.Ю. сдал все необходимые документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Астраханской области. Окружная избирательная комиссия оценила представленные документы и вынесла оспариваемое постановление. Кандидат Дунаев Е.В. воспользовался свом правом ознакомления с документами кандидата Лахнова А.Ю. и установил, что номер специального избирательного счета, указанный в договоре, заключенным между Лахновым А.Ю. и Сберегательным банком РФ от 06 октября 2011 года, не соответствует номеру избирательного счета, отраженного в первом финансовом отчете. На эти обстоятельства члены избирательной комиссии ранее при разрешении вопроса о регистрации кандидата Лахнова А.Ю. не обратили внимания. Указание на неправильность избирательного счета кандидата следует расценивать как непредоставление обязательного документа для регистрации кандидата, что предусмотрено подпунктом «в» пункта 24 ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Лахнов А.Ю. не согласился с доводами заявления, указав, что оснований, предусмотренных законом, для отмены решения избирательной комиссии не имеется. В окружную избирательную комиссию им представлены все необходимые документы, в том числе и первый финансовый отчет, в котором номер избирательного счета соответствует номеру счета в договоре, заключенному 06 октября 2011 года между ним и Сберегательным банком РФ. Нестеренко А.И. в ходе судебного заседания поддержал позицию Лахнова А.Ю. Заслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора Егоровой И.Ю. об удовлетворении заявления Дунаева Е.В., исследовав материалы дела и оценив приведенные доводы, Астраханский областной суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Дунаева Е.В. Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» р Именем траханской области. ение выниссии Лахнова А.Ю. дует, что избирательный счет первые финансовые отешение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи. Согласно подпункту «в» пункта 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 56 Закона Астраханской области от 05 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ «О выборах депутатов Думы Астраханской области» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее, чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию избирательные документы, в том числе первый финансовый отчет кандидата. Как установлено судом и не оспаривалось заинтересованными лицами, при подаче документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации, кандидатом в депутаты Лахновым А.Ю. 12 октября 2011 года представлен в окружную избирательную комиссию по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 первый финансовый отчет. Вместе с отчетом им представлен договор №40810810605009400383/99 о специальном избирательном счете от 06 октября 2010 года и справка о состоянии вклада Лахнова А.Ю. за период с 06 октября 2011 г. по 11 октября 2011 г. В первом финансовом отчете, представленном окружной избирательной комиссией в качестве доказательства, этот счет представлен как – 40810810305009400382, который не является специальным избирательным счетом, открытым кандидатом Лахновым А.Ю. Пунктом 4.8 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходования этих средств при проведении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Астраханской области № 2/8-5 от 16 августа 2011 года, установлено, что финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме № 5 (Приложение № 5). Как видно из приведенных доказательств, счета, указанные в договоре и в первом финансовом отчете, отличаются в двух цифрах. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что в требуемом законом документе – финансовом отчете, указан неверный специальный избирательный счет. Между тем, сведения о специальном избирательном счете являются существенным показателем об учете поступления средств в избирательный фонд кандидата и расходовании данных средств только в определенных целях. Эти выводы следуют из положений действующего законодательства. На основании ч. 1 ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. В соответствии со ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных в пункте 11 настоящей статьи счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией. Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании. В соответствии со ст. 33 Закона Астраханской области от 05 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ «О выборах депутатов Думы Астраханской области» порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений определяются избирательной комиссией Астраханской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Астраханской области. Порядок и формы учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов определяются избирательной комиссией Астраханской области. Кандидат, избирательное объединение обязаны вести учет поступления и расходования средств, своих избирательных фондов. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения представляют в соответствующую избирательную комиссию свои финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим Законом порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на 5 дней предшествует дате сдачи отчета, подтвержденные банковской справкой об остатке средств на счете. В соответствии с п. 2.20 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Астраханской области № 2/8-5 от 16 августа 2011 года, средства избирательного фонда кандидата имеют целевое назначение и могут использоваться на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату услуг труда лиц, привлекаемых для сбора избирателей; предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатом своей избирательной кампании. Окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств избирательного фонда кандидата. На средства избирательного фонда, кандидат строит свою избирательную кампанию, эти средства расходуются на обеспечение организационно-технических мероприятий. Таким образом, суд приходит к выводу, что неправильное указание номера специального избирательного счета в первом финансовом отчете кандидата исключает возможность контролирования деятельности кандидата со стороны окружной избирательной комиссии. Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что Лахновым А.Ю. по существу не представлен первый финансовый отчет в числе документов, необходимых для предоставления в соответствии со ст. 56 Закона Астраханской области от 05 июня 2006 года № 24/2006-ОЗ «О выборах депутатов Думы Астраханской области». В этой связи доводы Лахнова А.Ю. и его представителя о том, что финансовый отчет фактически представлен, а содержащиеся в нем неточности могли быть устранены в порядке п. 1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нельзя признать состоятельными. В соответствии с пунктом 1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. По смыслу этого положения закона оно распространяется только на случаи выявления неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, чего в настоящем случае не имеется. Порядок применения п. 1.1 ст. 38 Федерального закона разъяснен в постановлении Центральной избирательной комиссии РФ № 203/1272-4 от 23 марта 2007 года «О разъяснении порядка применении пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Исходя из положений закона, суд не может согласиться с утверждением представителя Лахнова А.Ю. о том, что имело место представление в избирательную комиссию первого финансового отчета содержащего всего лишь нарушения в его оформлении. Установленные в ходе рассмотрения заявления обстоятельства, позволяют судить о том, что кандидатом Лахновым А.Ю. не представлен, как требует действующее законодательство, необходимый документ – первый финансовый отчет. Судом проверена версия Лахнова А.Ю. о возможной замене финансового отчета членами избирательной комиссии. Эта версия опровергается тем обстоятельством, что 20 октября 2011 года в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 45 опубликованы первые финансовые отчеты кандидатов в Думу Астраханской области, в том числе кандидата А.Ю. Лахнова. Как следует из первого финансового отчета кандидата Лахнова А.Ю. (страница Сборника 65), номер специального избирательного счета указан - 40810810305009400382. Данный счет соответствует специальному избирательному счету в первом финансовом отчете Лахнова А.Ю., хранящегося в избирательной комиссии, и который не соответствует договору об открытии счета в Сберегательном банке на имя Лахнова А.Ю. Довод о том, что решение о регистрации кандидата не может быть отменено по тем основаниям, что обязанность по выявлению недостатков, содержащихся в документах кандидата, возложена на избирательную комиссию, нельзя признать состоятельным, поскольку ответственность за представление необходимых, предусмотренных законом, документов за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов возложена на кандидата. Лахнов А.Ю. обязан был проверить сведения, изложенные им, в первом финансовом отчете. Исходя из изложенного суд считает, что заявление Дунаева Е.В. об отмене постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 от 18 октября 2011 года № 10/20 – 23 «О регистрации А.Ю. Лахнова кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23» подлежит удовлетворения, поскольку данное постановление вынесено с нарушением норм федерального закона и закона Астраханской области. Принятие иного решения по делу нарушает принцип равенства кандидатов, закрепленный в ст. 39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, 261 ГПК РФ, суд, Решил: Заявление кандидата в депутаты Думы Астраханской области по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 Дунаева Е.В. – удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 от 18 октября 2011 года № 10/20-23 «О регистрации Лахнова А.Ю. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней через Астраханский областной суд. . .