Истец имеет право на зачет периода работы в должности освобожденного секретаря в специальный стаж.



Судья Лябах И.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

... года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Белякова А.А.  

судей областного суда Ожеговой И.Б., Баранова Г.В.

при секретаре Токсамбаевой Э.Х.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Ожеговой И.Б. дело по кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области на решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от ... года по иску Каменюкиной Т.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, понуждении включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л А:

Каменюкина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, понуждении включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, указав, что для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, истец обратилась к ответчику ... года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.. На заседании комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий ГУ УПРФ в Ахтубинском районе ей было отказано в назначении пенсии, в льготный стаж для назначения пенсии ей зачли лишь 23 года 4 месяца 25 дней. В педагогический стаж не вошел период работы с ... года по ... года в должности освобожденного секретаря ... , поскольку указанная должность не поименована Списками должностей и учреждений №464 от 06 сентября 1991 года и №781 от 29 октября 2002 года, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Считая данный отказ неправомерным, просила суд, с учетом уточненных исковых требований, признать его незаконным, обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии вышеназванный период работы и назначить пенсию с момента первоначального обращения, т.е. с ... года.

В судебном заседании истец Каменюкина Т.В. исковые требования поддержали в полном объеме и просили удовлетворить заявленные требования.

Представители Управления Пенсионного фонда в Ахтубинском районе Астраханской области Степаненко Н.В., Перова Е.В. исковые требования не признали.

Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от ... года иск Каменюкиной Т.В. удовлетворен в полном объеме.

В кассационной жалобе ГУ – УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду нарушения норм материального права, указав, что в Списках должностей педагогических работников, утвержденных Постановлением Правительства РФ №463 от 06 сентября 1991 года и № 781 от 29.10.2002 года не поименована должность освобожденного секретаря, поскольку данная деятельность не является педагогической. Кроме того, на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, то есть на 01.10.1993 года истицей не выработано 2/3 специального стажа, дающего право на назначение пенсии.

Учитывая надлежащее извещение сторон, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие истца Каменюкиной Т.В., просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области Перову Е.В., поддержавшую жалобу, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области от ... года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью истице отказано в связи с тем, что из специального стажа, дающего право на такую пенсию, исключен период ее работы с ... года по ... года в должности освобожденного секретаря ... , поскольку указанная должность не поименована Списками должностей и учреждений №464 от 06 сентября 1991 года и №781 от 29 октября 2002 года, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В специальный стаж Каменюкиной Т.Ю. включено 23 года 4 месяца 25 дней.

Удовлетворяя исковые требования, районный суд обоснованно исходил из того, что Каменюкина Т.В. с ... года по ... года работала освобожденным секретарем ... с исполнением обязанностей секретаря комсомольской организации в ... , а именно, выполняла работу с учащимися и молодежью, прием в комсомол, проведение комсомольских активов, собраний и других мероприятий по линии комсомольской работы, которая относится к иной ответственной работе в комсомольском органе, в связи с чем истец имеет право на назначение указанной пенсии.

Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В период работы Каменюкиной Т.В. с ... года по ... года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 1 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что Каменюкина Т.В. имеет право на зачет периода ее работы в должности освобожденного секретаря в ... в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Кроме того, районный суд правомерно признал необоснованным отказ ответчика во включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, Каменюкиной Т.В. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ... года по ... года, поскольку согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы жалобы о незаконности решения суда, так как на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, то есть на 01.10.1993 года истицей не выработано 2/3 специального стажа, являются несостоятельными, поскольку на момент возникновения права на льготную пенсию ... года у Каменюкиной Т.В., с учетом оспариваемого периода ее работы в должности освобожденного секретаря, имелся стаж, дающий право на назначение пенсии. 

Учитывая, что доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

                                                 о п р е д е л и  л а:

решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от ... года - оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области -  без удовлетворения.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200