Решение отменено, так как нарушения, допущенные судом, не могут быть исправлены.



Судья Шамшутдинова Г.К.

                                                    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражд. дело ***** 7 июля 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Игнатенко В.И.,

судей Конышевой И.Н., Обносовой М.В.,

при секретаре Дорохиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Конышевой И.Н. дело по кассационной жалобе администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2010 года по иску Александрова Олега Павловича к администрации г. Астрахани о понуждении к восстановлению в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

                                                                       установила:

            Александров О.П. обратился в суд с иском к администрации г. Астрахани, указав, что в январе 2001 года уволен из рядов Вооруженных Сил РФ с должности заместителя военного комиссара Кировского района г. Астрахани по состоянию здоровья. Увольнение без предоставления жилого помещения от Министерства обороны РФ производилось с его письменного согласия, поскольку администрация г. Астрахани дала обязательство о предоставлении ему квартиры. Поскольку этот вопрос решен не был, ему предложено решить жилищный вопрос через получение жилищного сертификата.  

С 12 августа 1996 года он значился в электронной базе учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Волгоградской КЭЧ района, однако 21 января 2001 года с учета снят.

            В 1999 году администрацией города ему предложена квартира в доме ***** по ХХХХХ в г. Астрахани, непригодная для проживания, вследствие чего ему на состав семьи из 5 человек предоставлена квартира маневренного фонда по адресу: г. Астрахань, ХХХХХ, дом ***** корпус *****

            Поскольку из сообщения администрации следует, что он не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени ему не предоставлено благоустроенное жилое помещение, истец с учетом измененных требований просил обязать администрацию г. Астрахани восстановить его в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 21 января 2001 года.

В судебном заседании Александров О.П. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - Шабанова А.В. иск не признала.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2010 года на администрацию г. Астрахани возложена обязанность восстановить Александрова О.П. в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как уволенного с военной службы в отставку с 21 января 2001 года.

В кассационной жалобе администрация г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, поскольку восстановление истца в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни на общих основаниях, ни как уволенного с военной службы в отставку, не представляется возможным, поскольку Александров О.П. с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления не обращался.

Заслушав представителя ответчика Шабанову А.В., поддержавшую кассационную жалобу, истца Александрова О.П., считавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

   Согласно п.14 статьи 15 Федерального закона  «О статусе военнослужащих» (в редакции до 1 января 2005 года), военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что 8 ноября 2000 года истцом на имя военного комиссара Кировского района г. Астрахани подан рапорт, в котором Александров О.П. ходатайствует об увольнении из Вооруженных Сил РФ по состоянию здоровья, указывая, что квартирой он не обеспечен, согласен на получение жилья после увольнения в запас от местных органов власти.

Данные обстоятельства фиксируются и в листке беседы от 8 ноября 2000 года.

На основании приказа командующего Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа ***** от 15 декабря 2000 года Александров О.П. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья.

В период с 12 августа 1996 года по 21 января 2001 года Александров О.П. значился в электронной базе учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В 1999 году истцу предлагалась квартира ***** по ХХХХХ***** от которой он отказался ввиду отсутствия системы отопления и размера жилой площади.

16 декабря 1999 года Александрову О.П. на состав семьи 5 человек предоставлена квартира ***** по адресу: г. Астрахань, ХХХХХ,***** корпус *****.

В 2001 году истцу направлено сообщение, что в 2002 году ему будет предоставлена двухкомнатная квартира на условиях аренды жилого помещения маневренного жилого фонда, без права приватизации и обмена.

В 2002 году администрация г. Астрахани сообщила Александрову О.П., что вопрос о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения стоит на контроле, который может быть ускорен путем выдачи жилищного сертификата как военнослужащему, уволенному в запас.

Согласно сообщению администрации Кировского района г. Астрахани от 2007 года, сведения об Александрове О.П. в администрации не имеются, в очередности лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он не состоит.

   Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"  предусмотрена возможность увольнения военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту постоянного жительства органами местного самоуправления, в том числе и за счет государственных жилищных сертификатов, что связывается законом с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте, которое должно быть выражено в форме рапорта по команде.

Таким образом, реализация предусмотренного законом права на получение жилья от органов местного самоуправления зависит не от решения командования, а от волеизъявления самих военнослужащих.

   Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, определено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в том числе по состоянию здоровья (п.6).

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (п.7).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья.

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (п.9).

Между тем, установив, что Александров О.П. личное заявление о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органы местного самоуправления не подавал, суд не выяснил, имело ли место ходатайство командования соответствующей военной части о постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку Александров О.П. выразил письменное согласие на увольнение под условием предоставления ему жилья органом местного самоуправления.

   Согласно пункту 12 вышеназванных Правил, данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложениям NN 2 и 3 в следующем порядке в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов.

Вместе с тем, по предоставленным доказательствам невозможно сделать вывод, убеждающий в соблюдении процедуры постановки Александрова О.П. на учет как военнослужащего, уволенного в запас и нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку материалами дела подтверждается лишь факт постановки его на учет как действующего военнослужащего, нуждающегося в получении жилого помещения. Дальнейшая процедура, предусмотренная Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, не усматривается.

При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку имеющие значение для данного дела факты не подтверждены исследованными судом доказательствами, а выводы суда не вытекают из установленных фактов.

            С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции. При новом рассмотрении дела суду необходимо установить юридически значимые обстоятельства, определить, какой стороне надлежит их доказывать, истребовать необходимые доказательства из военного комиссариата г. Астрахани, дать им надлежащую оценку и вынести решение в соответствии с требованиями закона.

            Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

                                                                           определила:

            решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2010 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:                            

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200