Деятельность выборного должного лица местного самоуправления не регулируется ТК РФ.



Судья Насырова Т.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 июля 2010 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего:       Белякова А.А.

судей областного суда:          Обносовой М.В. и Конышевой И.Н.

при секретаре:                         Лагуткиной Д.Х.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по кассационной жалобе Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» на решение Володарского районного суда Астраханской области от 7 июня 2010 года по иску Джумамухамбетовой Ильмиры Валитхановны к Областному государственному учреждению «Центр занятости населения Володарского района» о признании приказа в части незаконным, изменении размера пособия, взыскании недополученной суммы, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л А:

Джумамухамбетова И.В. обратилась в суд с иском, указав, что с года по года работала на выборной должности главы муниципального образования «Алтынжарский сельсовет». По окончании срока прекратила полномочия и обратилась в Центр занятости населения Володарского района, где была зарегистрирована в качестве безработного. Размер пособия за ноябрь 2009 года ей определен в размере 850 рублей, в связи с чем обратилась за разъяснениями к ответчику. В Центре занятости населения Володарского района пояснили, что она имеет статус длительного безработного, а запись в трудовой книжке о занятии должности главы муниципального образования не учитывается при определении размера пособия, так как данное должностное лицо не является муниципальным служащим, не состоит в трудовых отношениях с иными органами местного самоуправления, а выполняет полномочия в соответствии с уставом. Считает, что пособие по безработице должно быть установлено в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца работы. С учетом уточненных исковых требований просила признать приказ Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Володарского района»            от года незаконным, назначить с года пособие по безработице в размере 4900 руб., взыскать с  ответчика недополученную сумму в размере 24 473,64 руб., судебные расходы по оплате госпошлины 943 руб. и 200 руб.

В судебном заседании представитель Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» Куйтембетова Э.К. иск не признала.

Решением Володарского районного суда Астраханской области от 7 июня 2010 года иск удовлетворен частично: приказ Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» от года в части назначения пособия по безработице в размере 850 руб. признан незаконным, суд обязал ответчика назначить истице пособие по безработице с года в размере 4900 рублей ежемесячно, с ответчика в пользу Джумамухамбетовой И.В. взыскана недополученная сумма пособия по безработице в размере 24 147 руб. 58 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины 1124 руб. 43 коп.

В кассационной жалобе Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» ставится вопрос об отмене решения суда, указав, что исполнение полномочий главой муниципального образования не регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации, в связи с чем при определении пособия по безработице Джумамухамбетовой И.В. следует считать последнее место ее работы по трудовому договору.

Выслушав представителей Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» Неталиева А.А. и Куйтембетову Э.К., поддержавших доводы жалобы, Джумамухамбетову И.В., не согласившуюся с жалобой, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 30, части 4 статьи 31 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года № 915 минимальный размер пособия по безработице на 2009 год установлен в размере 850 руб., максимальный размер - 4900 руб.

Из материалов дела следует, что года истица уволена из Алтынжарской средней общеобразовательной школы в связи с переводом на должность заместителя главы администрации Алтынжарского сельсовета. С года по года занимала должность заместителя главы администрации сельсовета, а затем с года в должности главы администрации Алтынжарского сельсовета.     

года ее полномочия главы Муниципального образования  «Алтынжарский сельсовет» прекращены в связи со вступлением в должность вновь избранного должностного лица, о чем имеется запись в трудовой книжке л.д. 12-13).

С года Джумамухамбетова И.В. признана безработной.

Приказом Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» от года ей назначено пособие по безработице с года по года в размере 850 рублей.

Причиной установления истцу пособия по безработице в минимальном размере явилось отсутствие у нее оплачиваемой работы в течение более года, предшествовавших началу безработицы, так как Джумамухамбетова И.В., являясь главой муниципального образования, не относилась к категории муниципальных служащих, в трудовых отношениях с иными органами местного самоуправления не состояла, а выполняла возложенные на нее уставом полномочия.         

Удовлетворяя исковые требования о признании данного приказа о назначении пособия в минимальном размере незаконным и назначая Джумамухамбетовой И.В. пособие в размере 4900 рублей на период с года по года, суд исходил из того, что осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и на условиях возмездной оплаты труда имеет характер трудовой функции, за выполнение которой истец получал денежное вознаграждение.

Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Законом Астраханской области от 4 сентября 2007 года № 52/2007-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» должность главы администрации муниципального района Астраханской области (в случае замещении должности по контракту) обозначена в реестре должностей муниципальной службы в Астраханской области.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. В первом случае глава местной администрации является выборным должностным лицом местного самоуправления и не относится к муниципальным служащим, во втором – относится и с ним необходимо заключать трудовой договор.

В соответствии со статьями 3 и 40 Устава Муниципального образования  «Алтынжарский сельсовет» глава муниципального образования – глава сельсовета – высшее выборное должностное лицо Алтынжарского сельсовета. Глава сельсовета является высшим должностным лицом сельсовета и наделяется настоящим Уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава сельского совета является главой администрации сельсовета и осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Таким образом, Джумамухамбетова И.В. как глава муниципального образования, исполняющая свои обязанности на постоянной основе по результатам выборов, не является муниципальным служащим, поскольку ее профессиональная деятельность не подпадает под понятие муниципальной службы.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а не в результате избрания, на основании которого выборное должностное лицо местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий. Данная норма к депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления неприменима.

Анализ положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не является трудовыми отношениями, в связи с чем применение к указанным отношениям положений Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», регулирующих порядок определения размера пособия по безработице, исходя из размера среднемесячного заработка (денежного довольствия), является незаконным.

Кроме того, размер пособия по безработице, в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 –ФЗ), определяется для уволенных граждан, исходя из данных о дате увольнения, оснований и причин увольнения, а также размера заработной платы либо денежного довольствия.

Установленные законом обстоятельства в отношении Джумамухамбетовой при назначении ей пособия, как лицу, уволенному с занимаемой должности, не представляется возможным. 

Внесение в трудовую книжку истца записи об избрании ее главой Муниципального образования «Алтынжарский сельсовет» и прекращении соответствующих полномочий не дает ей право на назначение пособия по безработице, исходя из размера среднемесячного заработка (денежного довольствия), а подтверждает лишь факт осуществления полномочий в выборной должности.

При таких обстоятельствах, истцу правомерно установлен размер пособия по безработице в размере 850 рублей как лицу, стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

С учетом того, что судом первой инстанции обстоятельства по делу установлены полно и правильно, однако неправильно применен материальный закон, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Джумамухамбетовой И.В. отказать. 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Володарского районного суда Астраханской области от 7 июня 2010 года отменить и вынести по делу новое решение, которым в иске Джумамухамбетовой Ильмиры Валитхановны к Областному государственному учреждению «Центр занятости населения Володарского района» о признании приказа в части незаконным, изменении размера пособия, взыскании недополученной суммы, судебных расходов, отказать.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200