АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Судья Бутырина О.П. ОПРЕДЕЛЕНИЕ «23» июня 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: Председательствующего Шустовой Т.П., судей областного суда Обносовой М.В., Губернаторова Ю.Ю., с участием прокурора при секретаре Х. заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по кассационному представлению прокурора Приволжского района Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахань от 26 апреля 2010 года по иску прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах В. к комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Правительстве Астраханской области, Правительству Астраханской области, Министерству строительства и дорожного хозяйства, Министерству социального развития и труда по АО об оспаривании решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, обязании включить в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Приволжского района Астраханской области в интересах В. обратился в суд с иском к Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Правительстве Астраханской области, Правительству Астраханской области, Министерству строительства и дорожного хозяйства, министерству социального развития и труда по АО об оспаривании решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, обязании включить в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем, указав, что В. имеет льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Согласно заключению медико – социальной экспертизы г. В. признана инвалидом 2 группы по общему заболеванию. В. встала в очередь на улучшение жилищных условий в администрации МО «Приволжский район» в соответствии с поданным г. заявлением. В. зарегистрирована и проживает по адресу: Астраханская область, Приволжский район, пос. Кирпичный завод, ... ..., общая площадь дома составляет 52,5 кв.м., жилая площадь – 39,3 кв.м. Согласно протоколу от 17.11.2009 г. заседания областной комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, утвержденного заместителем председателя Правительства Астраханск5ой области В. отказано в предоставлении социальной поддержки в обеспечении жильем в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, поскольку она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и более учетной нормы, принятой на территории МО «Фунтовский сельсовет». В связи с этим просили суд признать решение комиссии в части отказа в предоставлении В. социальной поддержки в обеспечении жильем незаконным и обязать комиссию включить В. в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В судебном заседании помощник прокурора Приволжского района Астраханской области Ср. поддержала требования прокурора, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства АО, Комиссии по обеспечению жильем Дж. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказал. Представитель правительства АО – Сз. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями. Представитель ответчика Министерства социального развития и труда по АО Тм. не согласилась с исковыми требованиями. Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 26 апреля 2010 года в удовлетворении исковых требований прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах В. к комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Правительстве Астраханской области, Правительству Астраханской области, Министерству строительства и дорожного хозяйства, министерству социального развития и труда по АО об оспаривании решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, обязании включить в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем - отказано. В кассационном представлении прокурор Кировского районного суда г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду нарушения норм материального права, указав, что постановлением главы МО «Приволжский район» Астраханской области от 03.11.2003 г. В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Судом указано, что при постановке на учет В. необходимо было применять учетную норму – 7 кв.м. жилой площади, при постановке на учет В. была обеспечена жилой площадью более 7 кв.м.- 7,8 кв.м. В соответствии с абз. 2 п.а ст. 3 Закона Астраханской области от 17.02.2000 г. № 5/2000 – ОЗ «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Астраханской области» инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды Вооруженных Сил, лица, получившие инвалидность при выполнении интернационального долга в Афганистане и других странах, семьи погибших воинов, инвалиды 1, 11 и 111 группы из числа военнослужащих признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемой площади, если проживают в помещениях без горячего водоснабжения и (или) централизованной канализации. Актом проверки жилищных условий В., проживающий по адресу: Астраханская область, Приволжский район, пос. Кирпичного завода , ... ..., а также письмом администрации МО «Фунтовский сельсовет» установлено, что в указанном домовладении в 2003 г. ни в настоящее время централизованной канализации, а также горячего водоснабжения не имелось. Однако судом не приняты во внимание указанные обстоятельства. Заслушав докладчика по обстоятельствам дела и доводам жалобы, прокурора Бр., представителя истца В. – В., поддержавших доводы кассационного представления, представителей Правительства АО Дн., Министерства строительства и дорожного хозяйства АО Кш., возражавших против доводов кассационного представления, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. К такому выводу судебная коллегия пришла из следующего. В силу ч.1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения. Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд указал, что В. является членом семьи собственника; обеспеченность жильем составляет более учетной нормы – 7,8 кв.м при учетной норме 7 кв.м., установленной в МО «Фунтовский сельсовет». Судебная коллегия считает, что такой вывод суда является неправильным, поскольку он сделан без учета всех обстоятельств по делу и выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам по делу и нормам материального права. Согласно ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется меры социальной поддержки, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего федерального закона. В соответствии с положениями данной статьи Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего федерального закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших), инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Федеральный закон «О ветеранах», исходя из предписаний статей 2,7,15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) 39 (часть 1), 59 (ч.1) 71 (пункты «а», «в» «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1) Конституции РФ, предопределяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусматривает меры их социальной поддержки как в натуральной так и в денежной форме. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании ч.ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Категории таких граждан могут определяться: федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ. Силу ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. То есть в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным ЖК РСФСР либо законом субъекта РФ, оно сохраняется и после введения в действие нового Жилищного кодекса РФ. Отсутствие в ЖК РФ указания на данную категорию граждан не является основанием для лишения их прав на льготы. Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 07.1984 г. № 335 утверждены «Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР». Пунктом 7 Правил было установлено, что для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 Правил), могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Законом Астраханской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления жилых помещений в Астраханской области», действовавший до 18.12.2005 г., были предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (статья 3). Согласно указанной норме, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются участники Великой Отечественной войны, воины – интернационалисты, лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством порядке, инвалиды 1 и 2 групп, если проживают в жилых помещений, где отсутствуют центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, независимо от размера занимаемой жилой площади. На основании ч.2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Судом установлено, что В. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами, то есть имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах». Органом местного самоуправления В. 03.11.2003 г. поставлена на учет, как нуждающаяся в жилых помещениях. В настоящее время В. зарегистрирована и проживает ... ... ... ... в пос. Кирпичный завод ... .... Собственником указанного домовладения является дочь истца Б.Ю. По данному адресу кроме В., зарегистрированы и проживают ее муж - В.С. дочь - Б.Ю., зять - Б.А., внучка – Б.М. При рассмотрении дела районный суд не учел, что В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, что дает ей право на указанную выше льготу в получении жилья независимо от размера занимаемой жилой площади, поскольку в домовладении в котором она проживает отсутствуют централизованная канализация и горячая вода. Судебная коллегия принимает во внимание представленное прокурором письмо от 12.05.2010 г. приложенное к кассационному представлению, согласно которому в домовладении, расположенном по адресу: Астраханская область, Приволжский район, п. Кирпичный завод ... ... ... в 2003 г. и по настоящее время централизованная канализация и горячая вода (колонка) отсутствуют, так как сведения указанные в данном письме соответствуют сведениям, указанным в акте обследования материально – бытового положения , который был представлен при рассмотрении данного гражданского дела. Районным судом при рассмотрении дела также не принято во внимание, что В. жилья в собственности или по договору социального найма не имеет. Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что комиссии предоставлено право определять правомерность включения кандидатов в сводный список, в связи с чем В. обосновано отказано в предоставлении социальной выплаты, поскольку истец до настоящего времени состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Комиссия не наделена полномочиями решать вопрос о снятии граждан с учета. Последнее отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Следовательно В. является нуждающейся в жилом помещении в силу закона. При таких обстоятельствах, суд необоснованно отказал в удовлетворении требований прокурору, заявленных в интересах В. Поскольку обстоятельства дела установлены полно и правильно, собирания новых доказательств не требуется, то судебная коллегия приходит к выводу об отмене состоявшегося по делу судебного постановления с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокурора Приволжского района Астраханской области. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, О П Р Е Д Е Л И Л А: