Судья Аранов И.О. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 04.08.2010 года дело ... Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Игнатенко В.И. судей областного суда Ожеговой И.Б., Феропонтова Н.Н. при секретаре Корноуховой М.Л. заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Ожеговой И.Б. дело по кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области на решение Лиманского районного суда Астраханской области от 30 июня 2010 года по иску Мязиной Н.Г. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области о признании действий неправомерными, назначении досрочной пенсии, установила: Мязина Н.Г. обратилась в суд с иском к ответчику о признании действий Управления Пенсионного фонда незаконным, назначении пенсии, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ -Управления Пенсионного фонда РФ по Лиманскому району Астраханской области от 16 декабря 2009 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, ввиду невозможности включения в специальный стаж периода работы в МОУ ... в должности старшей пионервожатой с 22 октября 1984 года по 29 декабря 1990 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 30 декабря 1990 года по 31 августа 1991 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 20 апреля 1998 года по 24 апреля 1998 года. Считая отказ незаконным, просила включить в специальный стаж, оспариваемые периоды, обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 8 декабря 2009 года. В судебном заседании Мязина Н.Г. поддержала заявленные требования. Представитель Управления Пенсионного фонда Лиманского района Астраханской области Короткова О.А. с иском не согласилась. Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 30 июня 2010 года исковые требования удовлетворены. В кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ Лиманского района Астраханской области Учитывая надлежащее извещение сторон, в соответствии с требованиями ст. 354 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в отсутствии представителя Управления ПФ РФ в Лиманском районе Астраханской области. Выслушав Мязину М.Г., просившую об отказе в удовлетворении жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Лиманскому району Астраханской области от 16 декабря 2009 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, ввиду невозможности включения в специальный стаж периода работы в МОУ ... в должности старшей пионервожатой с 22 октября 1984 года по 29 декабря 1990 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 30 декабря 1990 года по 31 августа 1991 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 20 апреля 1998 года по 24 апреля 1998 года. Учреждение, в котором работала истица в указанные периоды работы, значится в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 годаК 463. Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В период работы Мязиной Н.Г. в должности старшей пионервожатой с 22 октября 1984 года по 29 декабря 1990 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что истица имеет право на зачет периода ее работы в должности старшей пионервожатой в МОУ ... в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право. Доводы жалобы о незаконности решения суда, так как на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, то есть на 01.10.1993 года истицей не выработано 2/3 специального стажа, являются несостоятельными, поскольку на момент возникновения права на льготную пенсию у истицы, с учетом оспариваемого периода ее работы, имелся стаж, дающий право на назначение пенсии. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Таким образом, доводы кассационной жалобы о не включении в специальный стаж периодов нахождения Мязиной Н.Г. на курсах повышения квалификации необоснованны, поскольку в данные периоды за истицей сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 годаЫ 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях. На основании изложенного выводы суда о включении в специальный стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до трех лет обоснованны. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Учитывая, что доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, определила: решение Лиманского районного суда Астраханской области от 30 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области - без удовлетворения.
ставится вопрос об отмене решения, должность пионервожатой, не поименована Списком
работ и должностей педагогических работников, утвержденным Постановлениями Совета
Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067,,
Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в
Списке должностей педагогических работников, утвержденным на момент отмены
Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, то есть на 01.10.1993 года
истицей не выработано 2/3 специального стажа, дающего право на назначение пенсии.
Ответчик указал, что не обоснованно в льготный стаж включены периоды нахождения
истицы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и период нахождения на
курсах повышения квалификации,