Допускается установление окладов в размере меньше установленного законом МРОТ.



судья Курлюк И.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

.... ..... 18 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Костиной Л.И.,

судей областного суда Губернаторова Ю.Ю., Авериной Е.Г.,

при секретаре Лосевой В.П.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по кассационной жалобе Смалевой Марины Станиславовны

на решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 16 июля 2010 года

по делу по иску Смалевой Марины Станиславовны к администрации МДОУ «Детский сад № 8» МО «Ахтубинский район», администрации управления образования МО «Ахтубинский район», администрации МО «Ахтубинский район» о взыскании невыплаченной заработной платы, об отмене Постановления № 4 от 29 января 2009 года «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования МО «Ахтубинский район» в части п.п.4,6,7 Приложения, установлении размера заработной платы, взыскании 43245 рублей,

у с т а н о в и л а :

Смалева М.С. обратилась в суд с иском, указав, что с декабря 1987 года по 1 августа 2006 года работала в детском саду № 8 войсковой части ..... в должности музыкального руководителя, получая среднемесячную заработную плату 7000-8000 рублей. С 1 августа 2006 года детский сад передан в МО «Ахтубинский район», а заработная плата стала составлять 2693 рубля. В 2007 году размер заработной платы составил 3542 рубля, что является грубейшим нарушением ее конституционных прав. В связи с введением новой системы оплаты труда 4 февраля 2009 года с ней перезаключен трудовой договор и установлен должностной оклад в сумме 3200 рублей, вопреки установленному минимальному размеру оплаты труда 4330 рублей. Считает, что по состоянию на 1 июня 2010 года ей недоплачена заработная плата в сумме 19210 рублей и соответствующие премиальные выплаты, которые подлежат взысканию с ответчиков.

В дополнительном исковом заявлении Смалева М.С. поставила вопрос об отмене Постановления № 4 от 29 января 2009 года «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования МО «Ахтубинский район» в части п.п.4,6,7 Приложения, установлении ей размера заработной платы, производстве перерасчета и выплате задолженности. 

В судебном заседании Смалева М.С. исковые требования поддержала.

Представитель администрации МО «Ахтубинский район» Черкасова О.А., представитель управления образованием МО «Ахтубинский район» Шикина О.Б., представитель ДОУ «Детский сад № 8 МО «Ахтубинский район» Дерябина Н.А. исковые требования не признали.

Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от 16 июля 2010 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Смалева М.С. ставит вопрос об отмене решения суда, считая заявленные ею исковые требования основанными на нормах закона.

На заседание судебной коллегии Смалева М.С., представитель ДОУ «Детский сад № 8 МО «Ахтубинский район» не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель управления образованием МО «Ахтубинский район» не явился, представив письменные возражения на кассационную жалобу. Представитель администрации МО «Ахтубинский район» не явился, возражений не представил. С учетом вышеуказанных заявлений и надлежащего извещения сторон судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав докладчика, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из представленных материалов дела следует, что с 15 декабря 1987 года по 31 июля 2006 года Смалева М.С. работала в детском саду № 8 г. Ахтубинска в должности музыкального руководителя. 1 января 1998 года переведена в состав структурного подразделения войсковой части 64365 в детский сад № 8 на эту же должность. 31 июля 2006 года уволена в порядке перевода в МДОУ «Детский сад № 8 МО «Ахтубинский район».

4 февраля 2009 года со Смалевой М.С. заключен трудовой договор, в соответствии с которым ей установлен должностной оклад в размере 3200 рублей.

Доводы Смалевой М.С. о незаконности действий ответчика по установлению размера заработной платы рассмотрены судом первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными по следующим основаниям.

Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 21 и 22) определяет основные права и обязанности, как работника, так и работодателя. В частности, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель - выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда " и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Астраханской области от 19 декабря 2008 года № 668-П (в редакции Постановления Правительства Астраханской области от 19.03.2009 № 109-П) «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области» утверждено Положение о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области, в соответствии с которым с 1 января 2009 года для работников бюджетных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области, введена новая система оплаты труда.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до ее введения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Минимальная месячная заработная плата (оплата труда) работников учреждений по новой системе оплаты труда, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

Пунктом 9 Постановления органам местного самоуправления Астраханской области рекомендовано использовать Положение, утвержденное настоящим Постановлением, при принятии соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, касающихся системы оплаты и стимулирования труда работников муниципальных образовательных учреждений.

Постановлением главы муниципального образования «Ахтубинский района» от 29 января 2009 года № 4 утверждено Положение «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образованием администрации муниципального образования «Ахтубинский район».

Отказывая в признании незаконными пунктов 4, 6 и 7 указанного Положения, предусматривающих установление должностных окладов, выплат компенсационного характера и повышающих коэффициентов к окладу, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что данные пункты не противоречат нормам трудового законодательства, Постановлению Правительства Астраханской области № 668-П от 19 декабря 2008 года и согласуются с едиными рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Доводы Смалевой М.С. о том, что установление субъектом Российской Федерации должностного оклада в размере меньшем чем, минимальный размер оплаты труда, предусмотренный Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", нарушает ее право на получение заработной платы в полном объеме, не нашли своего подтверждения, поскольку согласно Положению «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образованием администрации муниципального образования «Ахтубинский район», работникам, месячная заработная плата которых ниже минимального размера оплаты труда, полностью отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, производятся доплаты до установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно справкам работодателя среднемесячный заработок истца за 2006 год составил 2693 рубля, за 2007 год – 3542 рубля, за три месяца 2009 года ею получено 21569 рублей.

Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Смалевой М.С. в оспариваемые ею периоды превышал установленный минимальный размер оплаты труда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы в указанный период ответчиками не допущено.

Вопреки доводам жалобы, нарушений норм материального и процессуального права, судебной коллегией не установлено. При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон. Всем представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка, при таких обстоятельствах доводы Смалевой М.С., содержащиеся в кассационной жалобе выводов суда не опровергают, а лишь сводятся к их переоценке, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

о п р е д е л и л а :

решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 16 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смалевой М.С. – без удовлетворения.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200