Право на денежную компенсацию предусмотрено федеральным законом.



Судья Гончарова Ю.С.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

гр. дело № 33 - 2332/2010 18 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Спрыгиной О.Б.

судей областного суда: Поляковой К.В., Карповой И.Ю.,

при секретаре Васильевой Е.Д.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Поляковой К.В. дело по кассационной жалобе представителя Военного комиссариата Астраханской области по доверенности Пелипенко Э.И. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июня 2010 года по делу по иску Полянского Сергея Викторовича к Военному комиссариату Астраханской области о взыскании денежной компенсации,

УСТАНОВИЛА:

Полянский С.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Астраханской области о взыскании денежной компенсации, указав, что в связи с опубликованием и вступлением в законную силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года №3-П, согласно которому за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными с военной службы после этой даты, признается право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, он в феврале 2010 года обратился с письменным заявлением к ответчику о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 01 октября 2009 года (с момента увольнения из рядов Вооруженных Сил РФ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) по текущий период, до обеспечения его и членов его семьи жилыми помещениями в соответствии с нормами жилищного законодательства. Согласно уведомлению об отказе оплаты поднайма жилья, полученному им 29.05.2010г., ответчик ссылается на то, что в действующее законодательство не внесены соответствующие изменения, и Министерству обороны РФ не выделены дополнительные денежные средства. При указанных обстоятельствах просил взыскать с Военного комиссариата Астраханской области денежную компенсацию за наем жилья за период с 01 октября 2009 года по май 2010 года, из расчета 3.600 руб. + 50% - 5.400 руб. за месяц с учетом проживающих совместно с ним троих членов его семьи, на общую сумму 43.200 руб. В дальнейшем исковые требования были дополнены, просил также взыскать с ответчика денежную компенсацию в размере 5.400 руб. за июнь 2010 года, денежную компенсацию за морального вред, нанесенный ему и членам его семьи в размере 10.000 руб. на каждого члена семьи, на общую сумму 40.000 руб.

В судебном заседании истец Полянский С.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Военного комиссариата Астраханской области по доверенности Пелипенко Э.И. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, представила письменные возражения.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июня 2010 года с Военного комиссариата Астраханской области в пользу Полянского Сергея Викторовича в счет денежной компенсации за наем жилого помещения взыскана сумма в размере 27.000 руб., в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель ответчика Военного комиссариата Астраханской области по доверенности Пелипенко Э.И. ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку полагает, что Конституционный Суд РФ может признать не соответствующим Конституции РФ нормативно-правовые акты только в конкретном деле, по которому заявитель обращался. Обязательность принятого Конституционным Судом РФ постановления или иного акта распространяется только на те правоотношения, с которыми обратился в суд заявитель. К другим аналогичным правоотношениям по применению неконституционной нормы права при рассмотрении дела в суде акт Конституционного Суда РФ применяться не может. Данный пункт Постановления Правительства РФ не признан противоречащим Конституции РФ, тем самым он применяется и, исходя из буквального толкования данной нормы, компенсация военнослужащим, уволенным после 01 января 2005 года, не выплачивается.

В возражениях на кассационную жалобу Полянский С.В. просил решение суда от 24.06.2010г. оставить без изменения, а жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.

Заслушав докладчика по делу, представителя Военного комиссариата Астраханской области по доверенности Пелипенко Э.И., поддержавшую доводы жалобы, Полянского С.В., считавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что Полянский С.В. в связи с организационно-штатными мероприятиями досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, с 29.09.2009г. исключен из списков личного состава военного комиссариата, жилым помещением по установленным нормам не обеспечен л.д.8-9), включен в списки нуждающихся в жилплощади военнослужащих с 15.08.1998г. л.д.7) с составом семьи 4 человека л.д.5), с 01.10.2009г. по договору найма занимает жилое помещение по адресу: г. Астрахань, ул. ххххх, д. ...., к....., кв....., ежемесячная плата за наем -10.000 руб. л.д.6).

В соответствии с письмом ВрИО Военного комиссара Астраханской области от 26.05.2010г. до внесения в действующее законодательство изменений и выделения Министерству обороны Российской Федерации дополнительных денежных средств оснований для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, уволенным с военной службы после 1 января 2005 года и членам их семей за счет денежных средств, предусмотренных на выплату пенсий, пособий и компенсаций, не имеется л.д.11).

В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004г. №909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в других городах и районных центрах (кроме гг. Москвы и Санкт-Петербурга) - 3.600 руб. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях: совместно с гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи.

Согласно пункту 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2004г. №909, денежная компенсация выплачивается: гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Решением Верховного суда Российской Федерации от 05 сентября 2008г. №ВКПИ08-53 пункт 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. №909, признано недействующим со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005г., которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам. Определением Верховного суда РФ от 11.11.2008г. №КАС08-566 решение Военной коллегии Верховного суда РФ от 05.09.2008г. оставлено без изменения.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.03.2010г. №3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства РФ «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» признан абзац второй пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащаяся в нем норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005г. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Постановлении, в силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным, в том числе для всех исполнительных и судебных органов государственной власти, что исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике. Указанное Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

В соответствии со ст.ст. 19,55 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что, хотя Полянский СВ. был уволен с военной службы после 1 января 2005 года, он имеет право на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения, установленную соответствующим Положением в размере 3.600 руб. с увеличением данного размера до 50% в связи с составом семьи 3 человека, поскольку до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен, в связи с чем исковые требования в части были удовлетворены.

Доводы жалобы о том, что изменения в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004г. №909 не вносились, что является основанием для прекращения выплат компенсации за поднаем жилья Полянскому СВ. после его увольнения в запас в 2009г., а из буквального толкования п. 4 указанного Постановления можно сделать вывод, что компенсация военнослужащим, уволенным после 01 января 2005 года, не выплачивается, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья, определен федеральным законом (ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего»), указанным федеральным законом также уполномочено Правительство РФ на определение порядка выплат и размеров ежемесячной компенсации, что и нашло отражение в Постановление от 31.12.2004г. №909, принятом Правительством РФ во исполнение этого полномочия. Пунктом 4 данного Постановления установлен орган исполнительной власти, осуществляющий выплаты соответствующей денежной компенсации, а также источники финансирования.

Проверка соответствия указанного пункта Постановления Конституции РФ Конституционным судом РФ не проводилась, поскольку вопрос о круге лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, регламентирован абзацем вторым пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», признанным не противоречащим Конституции РФ, проверка же соответствия нормативного положения постановления Правительства РФ федеральному закону в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит, в связи с чем доводы жалобы о том, что п. 4 Постановления Правительства от 31.12.2004г. №909 не признан противоречащим Конституции РФ, тем самым применяется в части установления права на денежную компенсацию только для лиц, уволенных с военной службы до 01 января 2005 года, также являются несостоятельными.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в суде первой инстанции нашло подтверждение то обстоятельство, что Полянский СВ. в соответствии с абзацем 2 п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего» имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений как лицо, уволенное с военной службы, необеспеченное жилым помещением, а также вставшее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г.

На основании изложенного кассационная инстанция находит содержащиеся в обжалуемом решении выводы суда соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права и не усматривает установленных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения районного суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда Астраханской области от 24 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Военного комиссариата Астраханской области по доверенности Пелипенко Э.И. - без удовлетворения.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200