судья Шалекешов А.Х. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е гражданское дело № 33-2389/10 25 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Костиной Л.И., судей областного суда: Губернаторова Ю.Ю., Обносовой М.В., при секретаре: Токсамбаевой Э.Х., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И. дело по кассационной жалобе Чулковой Екатерины Михайловны на решение Знаменского городского суда Астраханской области от 21 июля 2010 года по делу по заявлению Чулковой Екатерины Михайловны об обжаловании отказа руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, у с т а н о в и л а: Чулкова Е.М. обратилась в суд с заявлением, указав, что ххххх года у нее родилось двое детей – К. и Ш.. ххххх года Ш. умер. В марте 2010 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. 22 апреля 2010 года ей отказано в выдаче сертификата по причине не предоставления свидетельства о рождении первого ребенка. Считает действия Пенсионного фонда незаконными, поскольку право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении детей, имеющих гражданство Российской Федерации. Просит признать отказ незаконным и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. В судебном заседании Чулкова Е.М. поддержала заявлением. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе ... в судебное заседание не явился. Решением Знаменского городского суда Астраханской области от 21 июля 2010 года в удовлетворении заявления Чулковой Е.М. отказано. В кассационной жалобе Чулкова Е.М. ставит вопрос об отмене решения, поскольку суд не учел, что для получения сертификата необходимо наличие двух и более детей. ххххх года у нее родились два ребенка. Документом, подтверждающим рождение ребенка, умершего на первой неделе жизни, является справка о рождении, выданная органами ЗАГСа. Ограничение возможности женщины на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни ее первого ребенка и наличия именно свидетельства о рождения законом не предусмотрено. Выдача сертификата при предъявлении справки о рождении ребенка допускается по закону и она имеет право на получение сертификата. На заседание коллегии Чулкова Е.М., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства л.д.26), не явилась, возражений не представила, в связи с чем коллегия определила рассмотреть дело в ее отсутствие. Заслушав докладчика, представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области Перову Е.В., считавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. На основании части 1 статьи 13 вышеуказанного Закона он вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В соответствии с п. 5 данных Правил заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), в том числе и документов подтверждающих рождение (усыновление) детей. Из материалов дела следует, что ххххх года у Чулковой Е.М. родились двое детей – дочь К. и сын Ш., который умер на первой неделе жизни – ххххх года, что подтверждается справкой о рождении и свидетельством и смерти. Чулкова Е.М.обратилась в ГУ-УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Решением Пенсионного фонда от 22 апреля 2010 года Чулковой Е.М. в выдаче сертификата отказано, поскольку не представлено свидетельство о рождении первого ребенка. Рассматривая требования Чулковой Е.М. о незаконности принятого Пенсионным фондом решения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов заявителя. Целью Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно преамбуле, является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Для достижения указанной цели применяются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (ст.2). Таким образом, действующее законодательство связывает реализацию права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал с обеспечением достойного уровня жизни семьи при наличии нескольких детей. Смерть ребенка является основанием прекращения прав его родителей на получение дополнительных мер государственной поддержки. Учитывая, что сын заявителя умер в ххххх году, других детей, родившихся до 1 января 2007 года, у нее нет, Пенсионный фонд правомерно отказал Чулковой Е.М. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Доводы жалобы о том, что для получения указанного сертификата достаточного самого факта рождения ребенка, подтвержденного соответствующей справкой, основаны на неправильном толковании норм права. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 4 вышеуказанного Закона в регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). В пункте 4 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 873, отражено, что в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о рождении детей. Данная норма соответствует аналогичному правилу о необходимости указания реквизитов свидетельства о рождении детей при включении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в федеральный регистр (п.п.8 п.2 ст.4 Закона). На основании пункта 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. В соответствии с приведенной нормой Закона и в связи со смертью ребенка на первой неделе его жизни, свидетельство о рождении Ш. его матери Чулковой Е.М. не выдавалось. По этой причине требуемые законом сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 5 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законом. Из анализа вышеприведенных норм следует, что для получения сертификата на материнский (семейный) капитал недостаточно только факта рождения второго и последующего детей, а необходимо именно их наличие в семье. С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений материального закона, суд правильно пришел к выводу, что у заявителя, в связи со смертью первого ребенка, не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в связи с чем отказ Пенсионного фонда в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал обоснованно признан правомерным. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда о п р е д е л и л а: Решение Знаменского городского суда Астраханской области от 21 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чулковой Е.М. - без удовлетворения.