Заключение контракта на новый срок это право, а не обязанность работодателя.



судья Иноземцева Э.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

гражданское дело № 33-2450/10 25 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего:               Костиной Л.И.

и судей:                                            Губернаторова Ю.Ю., Обносовой М.В.,

при секретаре:                                 Токсамбаевой Э.Х.,       

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по кассационной жалобе Ильязова Роберта Гумарбековича

на решение Советского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2010 года

по иску Ильязова Роберта Гумарбековича к Астраханской таможне о восстановлении пропущенного срока, об отмене приказа об увольнении, о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

у с т а н о в и л а :

Ильязов Р.Г. обратился в суд с иском, указав в обоснование своих требований, что с марта 1995 года по 2002 год работал у ответчика в должности хххххххххх, в марте 2002 года переведен на должность хххххххххх, в мае 2003 года – на должность хххххххххх. С 1 июня 2009 года по 13 мая 2010 года работал в должности хххххххххх. Приказом № ..... от 6 мая 2010 года уволен с 13 мая 2010 года в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом. Считает увольнение незаконным, поскольку ответчиком не учтен его многолетний и добросовестный труд в таможенных органах, тот факт, что за время работы он неоднократно повышал свою квалификацию, имеет медаль за службу в таможенных органах. Просит восстановить срок на обращение в суд с иском, признать увольнение незаконным, восстановить его в должности и взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.

 В судебном заседании Ильязов Р.Г. и его представитель адвокат Иванушкина Т.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Губанов С.В. исковые требования не признал.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2010 года срок на обращение в суд с иском восстановлен, в удовлетворении исковых требований Ильязову Р.Г. отказано.

В кассационной жалобе Ильязов Р.Г. ставит вопрос об отмене решения, поскольку суд не учел, что работодателем нарушены требования законодательства, запрещающие заключение срочного контракта с работниками, принятыми ранее на бессрочной основе; отказ ответчика в продлении контракта не мотивирован; перед направлением характеристики в кадровый орган он не ознакомлен с ее содержанием.

Заслушав доклад по делу, Ильязова Р.Г., поддержавшего жалобу, представителя Астраханской таможни Губанова С.В., не согласившегося с жалобой, заключение прокурора Астраханской транспортной прокуратуры Костина М.В., считавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что 13 мая 2009 года стороны заключили контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации № ..... на срок 1 год, согласно которому Ильязов Р.Г. назначен на должность хххххххххх

Приказом № .....к от 6 мая 2010 года Ильязов Р.Г. уволен со службы в таможенных органах по п.п.4 п.2 ст. 48 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом.

Доводы жалобы о незаконности увольнения были предметом судебного разбирательства, и суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об их несостоятельности.

Как указано в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть шестая статьи 11 ТК РФ).

Служба в таможенных органах осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Порядок и условия заключения контракта урегулированы также Приказом ФТС России от 1 декабря 2008 года № 1504 «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Положение № 1504).

Согласно п. 1 Положения № 1504 контракт имеет право заключить:

1) гражданин, поступающий на службу в таможенные органы без установления испытания;

2) гражданин, поступающий на службу в таможенные органы, в случае установления испытания - после его прохождения;

3) сотрудник, не достигший предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах, предусмотренного п. 1 ст. 49 Закона № 114-ФЗ, в случае окончания срока действия ранее заключенного контракта либо назначения на иную должность;

4) сотрудник, достигший предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах, которому в соответствии с п. 3 ст. 49 Закона № 114-ФЗ продлен срок пребывания на службе сверх предельного возраста.

Отказ гражданину в заключении контракта возможен при наличии установленных п. 1 ст. 7 Закона № 114-ФЗ ограничений в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении, а также при несоответствии требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, установленным Правительством Российской Федерации.

Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника и  носит срочный характер. Он может заключаться на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.

В соответствии с пунктом 19 Положения № 1504 начальник таможенного органа, не позднее, чем за три месяца до истечения срока контракта обязан письменно предупредить сотрудника об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Закона.

Не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником.

В характеристике дается объективная оценка деловых и личных качеств сотрудника, указывается уровень профессиональной подготовки, знание законодательных и иных нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, результаты служебной деятельности, способность качественно решать возложенные на него задачи, а также предложения о заключении (незаключении) контракта на новый срок.

Решение о заключении (незаключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность не позднее чем за месяц до истечения срока контракта.

Таким образом, независимо от характеристики и предложений непосредственного начальника сотрудника заключение контракта на новый срок - это самостоятельное право начальника таможенного органа. Правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.

При решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.

Согласно имеющемуся в деле контракту, заключенному между сторонами, срок его действия истекает 13 мая 2010 года.

13 февраля 2010 года в адрес Ильязова Р.Г. направлено уведомление о прекращении действия контракта 13 мая 2010 года в связи с истечением срока его действия.

13 марта 2010 года на имя начальника Астраханской таможни от Ильязова Р.Г. поступило заявление о заключении контракта на новый срок. Заявление прошло согласование с соответствующими службами, по заключению которых подписание контракта на новый срок признано нецелесообразным.

С учетом представленных характеристик начальником Астраханской таможни принято решение о незаключении с Ильязовым Р.Г. контракта на новый срок, о чем последний извещен 30 апреля 2010 года.

Указанные обстоятельства свидетельствует об отсутствии нарушений процедуры прекращения действия контракта со стороны ответчика.

Доводы жалобы о том, что у работодателя не имелось достаточных оснований для отказа в заключении контракта на новый срок, являются несостоятельными, поскольку, как указано выше, заключение контракта на новый срок – это право руководителя, а из представленных материалов дела следует, что руководителю таможни представлены соответствующие характеристики, подтвержденные материалами служебных проверок.

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что истец имел право на заключение с ним контракта исходя из длительности его безупречной работы в таможенных органах, не основаны на нормах закона, поскольку возможность решения вопроса о заключении контракта с тем или иным работниками предоставлена работодателю.

Доводы Ильязова Р.Г. о незаконности действия ответчика в части заключения с ним срочного контракта, в то время как изначально он принимался на работу по бессрочному договору, основаны на неправильном толковании норм права.

Из материалов дела следует, что Ильязов Р.Г. принят в Астраханскую таможню в 1995 году.

21 июля 1997 года принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации, который определил порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

В соответствии со ст.10 вышеуказанного Закона поступление на службу в  таможенные органы является добровольным и осуществляется исключительно на контрактной основе. Истец выразил свое согласие на заключение контракта, при этом законом не предусмотрена возможность заключения такого контракта без указания срока его действия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ильязова Р.Г. – без удовлетворения.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200