Бездействие администрации по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения незаконно



Судья Мернов Н.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Гражданское дело № 33-2350/2010 18 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Лавровой С.Е.,

судей Баранова Г.В., Обносовой М.В.

при секретаре Кочневой И.В.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.

дело по кассационной жалобе муниципального образования «Новорычинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области,

на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 5 июля 2010 года 

по заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области о признании бездействия администраций муниципальных образований «Бирюковский сельсовет», «Село Осыпной Бугор», «Село Карагали», «Евпраксинский сельсовет», «Новорычинский сельсовет», «Татаробашмаковский сельсовет», «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований «Бирюковский сельсовет», «Село Осыпной Бугор», «Село Карагали», «Евпраксинский сельсовет», «Новорычинский сельсовет», «Татаробашмаковский сельсовет», «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области, выразившееся в непостановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений (плотин), находящихся на территории этих муниципальных образований, а также об устранении допущенных нарушений путем обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных.

Названные гидротехнические сооружения (далее - ГТС) являются бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования поддержал в полном объеме.

Представители муниципальных образований «Бирюковский сельсовет», «Село Осыпной Бугор», «Село Карагали», «Евпраксинский сельсовет», «Новорычинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора Зайцев В.В. поддержал исковые требования прокурора.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 5 июля 2010 года заявление прокурора удовлетворено. Суд признал бездействие администраций вышеуказанных муниципальных образований незаконным и обязал подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнических сооружений, предоставив отсрочку исполнения решения до 1 декабря 2010 года.

В кассационной жалобе администрации муниципального образования «Новорычинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.

На заседание судебной коллегии не явились представители муниципальных образований  «Село Карагали» «Новорычинский сельсовет», «Татаробашмаковский сельсовет», «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области, АМО «Приволжский район», Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора, с учетом их надлежащего извещения и отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика, представителей администраций муниципальных образований «Бирюковский сельсовет», «Село Осыпной Бугор», «Евпраксинский сельсовет», «Новорычинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области, поддержавших доводы жалобы, прокурора Пушкинскую Е.А. о законности принятого решения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней доводам.

Судом установлено, что на территории МО «Бирюковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области имеются бесхозные гидротехнические сооружения: 3 земляных водооградительных вала (дамб) в с. Бирюковка (общая протяжённость 33 км.) непосредственно по селу протяжённостью 3 км., п. Кульпа протяжённостью 2 км., п. Бушма протяжённостью 1 км., на территории МО «Село Осыпной Бугор» Приволжского района Астраханской области имеется бесхозное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью 1750 м. в с. Осыпной Бугор, на территории МО «Село Карагали» Приволжского района Астраханской области имеется бесхозное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью 3,6 км. в с. Карагали, на территории МО «Евпраксинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области имеются бесхозные гидротехнические сооружения:   2 земляных водооградительных вала (дамб) в с. Евпраксино, с. Веселая Грива, п. Водяновка, общей протяжённостью 24 км, на территории МО «Новорычинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области имеется бесхозное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью 31700 м., в том числе в пределах населённого пункта п. Пойменный, на территории МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области имеются бесхозные гидротехнические сооружения: 7 земляных водооградительных валов (дамб) в с. Татарская Башмаковка, п. Ассадулаево, п. Стеклозавода, п. Мансур, п. Кизань, п. Первое Мая, п. Придорожный, общей протяжённостью 14918 м., на территории МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью 11,2 км. в с. Растопуловка, собственники которых не установлены.

За период 2009-2010 годы заявлений от физических и (или) юридических лиц о регистрации прав на земляные водооградительные валы, расположенные на территории Приволжского района Астраханской области не поступало, что следует из письма Управления Росреестра по Астраханской области № --- от ---05.2010 года.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно Уставам муниципальных образований «Бирюковский сельсовет», «Село Осыпной Бугор», «Село Карагали», «Евпраксинский сельсовет», «Новорычинский сельсовет», «Татаробашмаковский сельсовет», «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В силу ст. ст.3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Судом установлено, что названные меры, предусмотренные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, поскольку бесхозяйные гидротехнические объекты расположены в административных границах муниципальных образований «Бирюковский сельсовет», «Село Осыпной Бугор», «Село Карагали», «Евпраксинский сельсовет», «Новорычинский сельсовет», «Татаробашмаковский сельсовет», «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской, тем не менее, администрации не принимают мер к обращению в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества.

С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правильно вынес решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Всем представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Указанные требования прокурором заявлены в интересах неопределенного круга лиц в сфере экологических правоотношений.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Приволжского районного суда Астраханской области от 5 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Новорычинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области – без удовлетворения.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200