Судья Алдугнарова Г.Б. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гражданское дело № 33-2149/2010 4 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Маштачковой Л.Ф. судей областного суда Лавровой С.Е., Карповой И.Ю. при секретаре Лагуткиной Д.Х. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело по кассационной жалобе Джалмухамбетовой Алтын Бисенгалиевны на решение Володарского районного суда Астраханской области от 25 июня 2010 года по иску Джалмухамбетовой Алтын Бисенгалиевны к Областному государственному учреждению «Центр занятости населения Володарского района» о признании незаконным решения о начислении пособия, У С Т А Н О В И Л А: Джалмухамбетова А.Б. обратилась в суд с иском к Агентству по занятости населения Астраханской области ОГУ «Центр занятости населения Володарского района» по тем основаниям, что в декабре 2004 года она избрана на должность главы муниципального образования "п.В.". Полномочия ее были прекращены 19 октября 2009 года, а 28 октября 2009 года она обратилась в центр занятости населения Володарского района и была зарегистрирована в качестве безработной. В ноябре 2009 года ей был установлен размер пособия по безработице в размере 850 рублей. Считает, что решение Агентства по занятости населения Астраханской области ОГУ «Центр занятости населения Володарского района» о признании ее длительно безработной и установления ей минимального размера пособия по безработице незаконно. Просила обязать назначить ей пособие с 28 октября 2009 года ежемесячно в размере 4900 рублей. В судебном заседании Джалмухамбетова А.Б. иск свой поддержала в полном объеме. Представитель ответчика Неталиев А.А. иск не признал, в его удовлетворении просил отказать. Решением Володарского районного суда Астраханской области от 25 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований Джалмухамбетовой А.Б. отказано. В кассационной жалобе Джалмухамбетова А.Б. ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку решением нарушены социальные гарантии, установленные государством для безработных. Считает, что работая в течении 5 лет в должности главы администрации муниципального образования "п.В." выполняла трудовые обязанности и была занятым гражданином, замещая муниципальную должность, выплачивала из полной суммы зарплаты ежемесячно социальный налог. Согласно статье 2 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, в том числе избранные, назначенные или утверждённые на оплачиваемую должность. Считает, отнесение её к особым категориям граждан, длительно (более одного года) не работающих, имеющих ограниченные гарантии и льготы, неверно. Заслушав докладчика, объяснения Джалмухамбетовой А.Б., поддержавшей доводы жалобы, представителя Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» Куйтембетовой Э.К., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения по указанным в кассационной жалобе доводам. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30, части 4 статьи 31 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года № 915 минимальный размер пособия по безработице на 2009 год установлен в размере 850 рублей, максимальный размер - 4900 рублей. Из материалов дела следует, что Джалмухамбетова А.Б. в декабре 2004 года была избрана на выборную должность главы муниципального образования "п.В.". 19 октября 2009 года ее полномочия главы муниципального образования "п.В." прекращены в связи со вступлением в должность вновь избранного должностного лица, о чем имеется запись в трудовой книжке. Приказом Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» от --- ноября 2009 года № --- Джалмухамбетова А.Б. признана безработной с 28 октября 2009 года. Приказом Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» от --- ноября 2009 года № --- Джалмухамбетовой А.Б. назначено пособие по безработице в период с 28 октября 2009 года по 27 апреля 2010 года в размере 850 рублей. Суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами Закона, правильно пришел к выводу, что причиной установления истцу пособия по безработице в минимальном размере явилось отсутствие у нее оплачиваемой работы в течение более года, предшествовавших началу безработицы, так как Джалмухамбетова А.Б., являясь главой муниципального образования, не относилась к категории муниципальных служащих, в трудовых отношениях с иными органами местного самоуправления не состояла, а выполняла возложенные на нее уставом полномочия. Довод жалобы о том, что Джалмухамбетова А.Б. работая главой муниципального образования "п.В." выполняла обязанности, определённые Уставом муниципального образования "п.В." и Законом Астраханской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», получая за труд денежное вознаграждение в связи с чем была занятой на соответствующей должности являясь участником трудовых правоотношений является не состоятельным по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Законом Астраханской области от 4 сентября 2007 года № 52/2007-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» должность главы администрации муниципального района Астраханской области (в случае замещении должности по контракту) обозначена в реестре должностей муниципальной службы в Астраханской области. В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. В первом случае глава местной администрации является выборным должностным лицом местного самоуправления и не относится к муниципальным служащим, во втором – относится и с ним необходимо заключать трудовой договор. Таким образом, Джалмухамбетова А.Б. как глава муниципального образования, исполняющая свои обязанности на постоянной основе по результатам выборов, не является муниципальным служащим, поскольку ее профессиональная деятельность не подпадает под понятие муниципальной службы. В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а не в результате избрания, на основании которого выборное должностное лицо местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий. Данная норма к депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления неприменима. Анализ положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не является трудовыми отношениями, в связи, с чем применение к указанным отношениям норм Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», регулирующих порядок определения размера пособия по безработице, исходя из размера среднемесячного заработка (денежного довольствия) не обоснованно. Кроме того, размер пособия по безработице, в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), определяется для уволенных граждан, исходя из данных о дате увольнения, оснований и причин увольнения, а также размера заработной платы либо денежного довольствия. Внесение в трудовую книжку истца записи об избрании ее главой муниципального образования "п.В." и прекращении соответствующих полномочий не дает ей право на назначение пособия по безработице, исходя из размера среднемесячного заработка (денежного довольствия), а подтверждает лишь факт осуществления полномочий в выборной должности. При таких обстоятельствах, истцу правомерно установлен размер пособия по безработице в размере 850 рублей как лицу, стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва. При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Володарского районного суда Астраханской области от 25 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Джалмухамбетовой Алтын Бисенгалиевны без удовлетворения.