заявление об оспаривании представления прокурора оставлено без удовлетворения



судья Шамшутдинова Г.К.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

гражданское дело № 33-2377/2010 25 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Маштачковой Л.Ф.

судей областного суда Лавровой С.Е., Конышевой И.Н.

с участием прокурора Пушкинской Е.А.                                 

при секретаре Айназаровой С.Ю.       

         заслушала в открытом судебном заседании по докладу Маштачковой Л.Ф. дело по представлению помощника прокурора Кировского района г.Астрахани на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 9 июля 2010 года по заявлению мэра г.Астрахани об оспаривании представления прокуратуры Кировского района,

установила:

     Мэр г. Астрахани обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора Кировского района г.Астрахани, указав, что 08.04.2000 г. прокуратурой района в адрес мэра города внесено требование об изменении постановления № ... от 20.08.2009 года «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани» с целью исключения выявленных коррупционных факторов.

    16.04.2010 г. администрацией города Астрахани в адрес прокуратуры Кировского района г. Астрахани направлен ответ о том, что в арбитражном суде Астраханской области находится на рассмотрении заявление ООО «ПАК «Э», ИП О. к мэру г. Астрахани, администрации города Астрахани о признании недействующим указанного постановления, в связи с чем ответ на требование будет дан по результатам рассмотрения данного дела.

   04.05.2010 г. прокуратурой Кировского района г. Астрахани в адрес мэра города внесено представление № ... о необходимости рассмотрения представления и принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства, а также решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей

  Считает представление незаконным, так как решением арбитражного суда Астраханской области от 04.05.2010 г. в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2,3,5 и абзацев 1,2,4,5 пункта 6 Положения о порядке осуществления проверок за соблюдением действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города Астрахани, утвержденного постановлением мэра города Астрахани от 20.08.2009 № ... «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани» отказано в полном объеме, решение вступило в законную силу немедленно после принятия.

  О вынесенном судебном решении прокуратура была уведомлена.

  С учетом изложенного Мэр города просил признать незаконным и отменить вынесенное в его адрес представление.

В судебном заседании представитель заявителя Разгулов А.И. доводы заявления поддержал.

 Участвующий в деле прокурор Бабайцев М.Д. с доводами заявления не согласился.

 Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 9 июля 2010 года заявление мэра удовлетворено, представление прокурора Кировского района г.Астрахани от 4 мая 2010 г. об устранении нарушений федерального законодательства признано незаконным.

 В кассационном представлении помощником прокурора, участвующим в деле, ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г.Астрахани от 9 июля 2010 года по основаниям нарушения норм материального права, указывается, что требование прокурора об устранении выявленных коррупционных факторов в оспариваемом постановлении не исполнено в установленный законом срок, в связи с чем представление внесено в соответствии с требованиями закона.

 Заслушав докладчика, прокурора Пушкинскую Е.А., поддержавшую доводы представления, представителей Мэра города Астрахани Абдулова Р.Т., и  Сахнова В.Н., возражавших против отмены решения, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, отзыва на кассационное представление, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

    Материалами дела установлено, что 20.08.2009г. мэром г. Астрахани принято постановление № ... «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани».

    08.04.2010 г. прокуратурой Кировского района г. Астрахани в адрес мэра города внесено требование об изменении вышеуказанного нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупционных факторов, а именно:

  - абзаца 2 пункта 6 Положения, наделяющего уполномоченных лиц (работников управления транспорта и пассажирских перевозок администрации города Астрахани) правом осуществлять проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами действующего законодательства о перевозках путем остановки автобусов при следовании их по направлениям пролегания маршрутов;

     - в пункте 6 Положения словосочетания «имеет право», подпадающего под признаки коррупционного фактора «диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций», предусмотренного подпуктом «б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

     16.04.2010 г. администрацией города Астрахани в адрес прокуратуры Кировского района г. Астрахани направлен ответ о том, что в арбитражном суде Астраханской области находится на рассмотрении заявление ООО «ПАК «Э», ИП О. к мэру г. Астрахани, администрации города Астрахани о признании недействующим указанного постановления, ответ на требование будет дан по результатам рассмотрения данного дела.

   04.05.2010 г. прокуратурой Кировского района г. Астрахани в адрес мэра города внесено представление № ... о необходимости рассмотрения представления и принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства, а также решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей.

  Удовлетворяя требования заявителя о признании представления прокурора незаконным, суд исходил из того, что требование поступило в администрацию города 08.04.2010г., ответ на представление дан 16.04.2010г., т.е в пределах установленного десятидневного срока, соответствие оспариваемого прокурором постановления федеральному законодательству проверено арбитражным судом Астраханской области, на период внесения требования прокурором, постановление было предметом рассмотрения судебных органов, прокурором не указано по каким признакам данный нормативный правовой акт относится к тем актам, которые в силу федерального закона подвергаются антикоррупционной экспертизе.  

  Однако с данными выводами нельзя согласиться.

 В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

   В нарушение данных положений закона, администрацией г. Астрахани в адрес прокуратуры Кировского района г. Астрахани 16.04.2010 направлена информация о том, что в настоящее время в арбитражном суде Астраханской области находится на рассмотрении заявление ООО «ПАК «Э», ИП О. к мэру г. Астрахани, администрации г. Астрахани о признании недействующими пунктов 2,3,5 и абзацев 1,2,4,5 пункта 6 Положения о порядке осуществления проверок за соблюдением действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города Астрахани, утвержденного постановлением мэра города Астрахани от 20.08.2009 № 1015-м «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани», ответ будет дан по результатам рассмотрения данного дела.

  Поскольку прокуратурой района не получен ответ о результатах рассмотрения требования, т.е об удовлетворении либо отказе в удовлетворении, прокуратурой Кировского района г. Астрахани в адрес мэра г. Астрахани 04.05.2010 обоснованно внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

  В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам в том числе касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

  Указанное постановление мэра распространяется на неограниченный круг лиц, не только хозяйствующих субъектов, но и граждан, в связи с чем оспариваемое прокурором постановление подвергнуто антикоррупционной экспертизе в соответствии с требованиями федерального закона.

  Учитывая, что все обстоятельства по делу установлены, однако выводы суда противоречат нормам материального права, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Астрахани от 9 июля 2010 года отменить, по делу принять новое решение, которым в удовлетворении заявления мэра города Астрахани об оспаривании представления прокурора Кировского района г.Астрахани отказать.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200