Период работы в должности медицинской сестры диетической не подлежит зачету в специальный стаж.



Судья Иноземцева Э.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Гражд. дело № 33 – 2678/10 15 сентября 2010 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего:      Спрыгиной О.Б.

судей областного суда:         Карповой И.Ю. и Белякова А.А.

при секретаре:                        Яренковой И.В.        

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани на решение Советского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2010 года по иску Давлекамовой Люции Мулумировны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л А:

Давлекамова Л.М. обратилась в суд с иском, указав, что комиссией по назначению пенсий Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани 3 ноября 2009 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность в системе здравоохранения, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Из подсчета специального льготного стажа исключены: период работы с 1 ноября 1999 года по 8 октября 2009 года в должности медицинской сестры диетической, поскольку данная должность не поименована Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии; периоды обучения на курсах повышения квалификации со 2 июня 1983 года по 31 июля 1983 года, с 14 февраля 2000 года по 16 марта 2000 года, с 16 мая 2005 года по 14 июня 2005 года. Считает действия пенсионного органа незаконными, поскольку стаж работы должен засчитываться по должности Списка «медицинская сестра», так как выполняемая ею работа соответствует работе медицинской сестры. Исключение из специального стажа периодов обучения на курсах повышения квалификации также считает незаконным, поскольку периоды повышения квалификации связаны с трудовой деятельностью работника.

С учетом измененных исковых требований просила обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани включить в подсчет специального стажа в календарном исчислении периоды работы с 1 ноября 1999 года по 13 февраля 2000 года, с 17 марта 2000 года по 12 апреля 2000 года, с 19 мая 2000 года по 15 мая 2005 года, с 15 июня 2005 года по 08 октября 2009 года в должности медицинской сестры диетической и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14 февраля 2000 года по 16 марта 2000 года, с 16 мая 2005 года по 14 июня 2005 года; в льготном исчислении 1:1,5 периоды нахождения на курсах повышения квалификации со 2 июня 1983 года по 31 июля 1983 года; назначить досрочную трудовую пенсию с 20 октября 2009 года.

В судебном заседании истец Давлекамова Л.М. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани Тюрина А.Ю. заявленные требования не признала.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2010 года иск Давлекамовой Л.М. удовлетворен.

В кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду нарушения норм материального права, указав, что в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью незаконно включены оспариваемые периоды работы, поскольку должность медсестры диетической не поименована Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Не подлежат включению в подсчет специального стажа и периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации.

Выслушав представителя ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Астрахани Ахмедову Н.Н., поддержавшую доводы жалобы, Давлекамову Л.М., считавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по основаниям неправильного применения норм материального права.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Давлекамова Л.М. в период с 1 ноября 1999 года по 8 октября 2009 года работала в МУЗ ... «К.» в должности медицинской сестры диетической.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в части включения периода работы Давлекамовой Л.М. с 1 ноября 1999 г. по 8 октября 2009 г. в должности медицинской сестры диетической в льготный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что должность медицинской сестры диетической соответствует должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Между тем, такой вывод суда первой инстанции не основан на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которым может быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости, утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781.

В указанных Списках должность медицинской сестры диетической, в которой Давлекамова Л.М. работала в спорные периоды, не поименована, а потому включение этого периода в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не допускается.

Кроме того, необходимым условием назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения, является непосредственное в течение полного рабочего дня осуществление такой деятельности.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.         

Как усматривается из представленной в материалах дела должностной инструкции медицинской сестры диетической функциональные обязанности медицинской сестры диетической не тождественны должностным обязанностям, выполняемым медицинскими работниками, включенными в Списки.

При отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что характер и специфика осуществляемой истицей работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемой должности, является работой, непосредственно связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, правовых оснований на льготное пенсионное обеспечение, в связи с включением в подсчет специального стажа спорных периодов работы в должности медицинской сестры диетической, Давлекамова Л.М. не имеет.

Не подлежат включению в подсчет специального стажа и периоды нахождения истицы на курсах усовершенствования с 14 февраля 2000 года по 16 марта 2000 года и с 16 мая 2005 года по 14 июня 2005 года, поскольку указанные периоды имели место при исполнении Давлекамовой Л.М. обязанностей по должности медицинской сестры диетической в МУЗ ... «Г.», не дающей право для назначения льготной пенсии.        

Судом установлено, что в период работы истицы в должности акушерки в МУЗ «Г.», подлежащей включению в подсчет специального стажа в льготном исчислении, Давлекамова Л.М со 2 июня 1983 года по 31 июля 1983 года находилась на курсах повышения квалификации.

Поскольку нахождение истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то данные периоды обоснованно, с учетом выполнение Давлекамовой работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение и, связанной с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, включены судом в подсчет специального стажа.

Доводы жалобы о не включении в специальный стаж периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации во время осуществления ею трудовой деятельности в должности акушерки родильного дома необоснованны и не являются основаниями к отмене решения.

Суммируя периоды осуществления деятельности по охране здоровья населения, в том числе и включенные Пенсионным Фондом РФ, специальный стаж истца на момент обращения в пенсионные органы и на день вынесения определения судебной коллегией, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» недостаточен, что не дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

С учетом того, что судом первой инстанции обстоятельства по делу установлены полно и правильно, однако неправильно применен материальный закон, судебная коллегия считает возможным решение суда в части отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Давлекамовой Л.А. о признании незаконным решения ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани об отказе Давлекамовой Л.М. в назначении досрочной трудовой пенсии и в части возложения на ответчика обязанности включить в подсчет специального стажа Давлекамовой Л.М. периодов работы в должности медицинской сестры диетической в МУЗ ... «Г.» с 1 ноября 1999 года по 13 февраля 2000 года, с 17 марта 2000 года по 12 апреля 2000 года, с 19 мая 2000 года по 15 мая 2005 года, с 15 июня 2005 года по 8 октября 2009 года, нахождения на курсах усовершенствования с 14 февраля 2000 года по 16 марта 2000 года и с 16 мая 2005 года по 14 июня 2005 года и назначении пенсии с 20 октября 2009 года отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2010 года об удовлетворении требований Давлекамовой Л.М. о признании незаконным решения ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани об отказе Давлекамовой Л.М. в назначении досрочной трудовой пенсии и в части возложения на ответчика обязанности включить в подсчет специального стажа Давлекамовой Л.М. периодов работы в должности медицинской сестры диетической в МУЗ ... «Г.» с 1 ноября 1999 года по 13 февраля 2000 года, с 17 марта 2000 года по 12 апреля 2000 года, с 19 мая 2000 года по 15 мая 2005 года, с 15 июня 2005 года по 8 октября 2009 года, нахождения на курсах усовершенствования с 14 февраля 2000 года по 16 марта 2000 года и с 16 мая 2005 года по 14 июня 2005 года, а также назначения пенсии с 20 октября 2009 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.

В остальном решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани – без удовлетворения.