Судья Иноземцева Э.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гражданское дело № 33-2673/2010 15 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Маштачковой Л.Ф. судей областного суда Лавровой С.Е., Поляковой К.В., при секретаре Даушевой Э.С. с участием прокурора Завадиной О.А. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело по кассационным жалобам Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, ООО ГДА на решение Советского районного суда г. Астрахани от 8 июля 2010 года по заявлению Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов РФ, неопределенного круга лиц о признании решения органа государственной власти незаконным, у с т а н о в и л а : Астраханский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов РФ, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании решения органа государственной власти незаконным, в котором указал, что ...03.2010 года филиала А.б. ООО Г.б. обратилось в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора с заявлением о выдаче разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух на ликвидацию эксплуатационной скважины № ... АГ месторождения. Рассмотрев представленные материалы приказом и.о. руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора И.И.Р. № ... от ....03.2010 года выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... на срок от ....03.2020 года по ...01.2011 года для филиала А.б. ООО Г.б. РП «Ликвидация эксплуатационной скважины № ...». Вместе с тем, принятое Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора решение о выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух филиалу А.б. ООО Г.б. на ликвидацию эксплуатационной скважины № ... АГКМ считают незаконным. Просят признать незаконным приказ и.о. руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора И.И.Р. № ... от ...03.2010 года о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... ... на срок от ...03.2010 года до ...01.2011 года для филиала А.б. ООО Г.б. РП «Ликвидация эксплуатационной скважины № ... АГКМ». Обязать Нижне-Волжское управление Ростехнадзора принять меры к исполнению административной процедуры по аннулированию разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... на срок от ...03.2010 года до ...01.2011 года для филиала А.б. ООО Г.б. РП «Ликвидация эксплуатационной скважины № ... АГКМ». В судебном заседании помощник прокурора Завадина О.А. поддержала заявленные требования в полном объеме. Представители Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Панова Л.А., Дмитриева С.В., Джумаханова Л.Т., представитель ООО ГДА Спирин В.П. возражали против удовлетворения заявленных требований. Решением Советского районного суда г. Астрахани от 8 июля 2010 года признан незаконным приказ и.о. руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора № ... от ...03.2010 года о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... на срок от ...03.2010 г. до ...01.2011 года для филиала А.б. ООО Г.б. РП «Ликвидация эксплуатационной скважины № ... ГКМ» и Нижне-Волжское управление Ростехнадзора обязано принять меры к исполнению административной процедуры по аннулированию разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... на срок от ...03.2010 г. до ...01.2011 года для филиала А.б. РП «Ликвидация эксплуатационной скважины № ... АГКМ». В кассационных жалобах Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, ООО ГДА ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Заслушав докладчика, мнение представителей Нижне-Волжского управления Ростехнадзора и ООО ГДА, поддержавших доводы жалоб, прокурора Завадину О.А., возражавшую против удовлетворения жалоб, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения. В соответствии с «Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому атомному надзору» утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 юля 2004 года № 401, на органы Ростехнадзора возложены полномочия по выдаче разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ...03.2010 года филиал А.б. ООО Г.б. обратилось в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора с заявлением о выдаче разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух на ликвидацию эксплуатационной скважины № ... АГ месторождения. На рассмотрение в органы Ростехнадзора предприятием представлены материалы для выдачи разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух: копия заключения экспертизы промышленной безопасности № ... от 2009 на «Рабочий проект на ликвидацию эксплуатационной скважины № ... АГМК, имеющий межколонное давление», раздел «Охрана окружающей среды» в составе документации «Рабочий проект на ликвидацию эксплуатационной скважины № ... АГКМ, имеющей межколонное давление», свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о постановке на налоговый учет. Рассмотрев представленные материалы приказом и.о. руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора И.И.Р. № ... от ...03.2010 года выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... на срок от ...03.2020 года по ....01.2011 года для филиала А.б. ООО Г.б. РП «Ликвидация эксплуатационной скважины № ... АГКМ». Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из требований Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», согласно ч. 1 ст. 12 которого в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные вопросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российский Федерации (ч.7 ст. 12). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 года № 288, зарегистрированным в Минюсте РФ 26.11.2008 года, утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (далее- Административный регламент), согласно п. 6 которого предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Кроме того, в силу положений п. 4.1. Административного регламента разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух органами Ростехнадзора устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отельной территории юридического лица только в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух либо лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух). Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных в составе утвержденной в установленном законом порядке проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок достижения проектных показателей (но не более 2-х лет). Поскольку Нижне-Волжское управление Ростехнадзора на момент принятия решения о выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух филиалу А.б. ООО Г.б. на ликвидацию эксплуатационной скважины № ... АГКМ не обладало обязательными документами для выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно утвержденными в установленном законом порядке нормативами ПДВ и санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии нормативов санитарным правилам, суд обоснованно признал это решение незаконным. Доводы жалоб об отсутствии необходимости представления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов санитарным правилам основан на неправильном толковании закона. Представленное положительное заключение экспертизы промышленной безопасности не рассматривает вопросы установления нормативов ПДВ, поскольку имеет иные цели, а именно в соответствии с «Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности» ПБ 03-246-98, утв. Приказом Ростехнадзора от 31.07.2009 года № 667, экспертиза промышленной безопасности оценивает соответствие объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности. Нормативы ПДВ являются экологическими нормативами и регулируются вышеизложенными нормами законодательства в области охраны окружающей среды. С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правильно пришел к выводу о нарушении норм действующего законодательства Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора. Поскольку доводы кассационных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется. Всем представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Советского районного суда г. Астрахани от 8 июля 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, ООО ГДА - без удовлетворения.