Судья Иванова О.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гражданское дело № 33-2604/2010 22 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Лавровой С.Е. судей Белякова А.А., Шустовой Т.П. при секретаре Панаевой К.В., заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело по кассационной жалобе представителя Хайрулаевой Э.Р. Блиновой А.Е на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 1 июля 2010 года по заявлению Хайрулаевой Эльзии Равильевны об оспаривании действий Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области У С Т А Н О В И Л А : Хайрулаева Э.Р. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, мотивируя свои требования тем, что она является собственником ремонтно - технической мастерской, площадью ... кв.м., расположенной по адресу: .... Согласно письма Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от ....10.2008 г. за № ... - земельный участок, расположенный под указанной выше недвижимостью, относится к землям государственного лесного фонда в соответствии с картографическими материалами лесоустройства 2001 г. и является кварталом ... Западнодельтового лесничества Приволжского участкового лесничества. Выполнение ООО "АГ" топографо-геодезических работ в отношении участка, на котором расположен принадлежащий ей объект недвижимости возможно лишь по письменному поручению Российской Федерации. Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ... апреля 2010 г. отказала в выдаче такого поручения, сославшись на то, что участок лесного фонда, на котором находится объект недвижимости, территориально располагается внутри квартала ... Приволжского участкового лесничества Западнодельтового лесничества, относится к категории защитных лесов - «зеленые зоны, лесопарки» и перевод этого участка в земли иных категорий приведет к уменьшению площади зеленой зоны, что запрещено п.6 ст. 105 Лесного кодекса РФ». Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку отсутствуют доказательства отнесения испрашиваемого к переводу земельного участка лесного фонда к категории защитных лесов - «зеленые зоны, лесопарки». На земельном участке, испрашиваемом к переводу, располагается объект недвижимости: ремонтно-механическая мастерская, какие-либо природные или иные объекты, как и сам лес отсутствуют. Считает, что этот земельный участок фактически вошел в состав села Солянка. В судебном заседании представитель заявителя - Блинова А.Е. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Представитель Службы природопользования и охраны окружающей среды Заболотный В.П. возражал против удовлетворения заявленных требований, перевод участка, находящегося под объектом недвижимости, принадлежащего Хайрулаевой Э.Р., в земли иных категорий приведет к уменьшению площади зеленой зоны, что запрещено п. 6 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации. Представитель Государственного учреждения Астраханской области «Астраханьлес» Казаченко А.В. заявленные требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 1 июля 2010 года в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе представителя Хайрулаевой Э.Р. Блиновой А.Е. ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду неправильного применения норм материального права, и несоответствия выводов суда установленным обстоятельствам. На заседание судебной коллегии Хайрулаева Э.Р. и ее представитель Блинова А.Е не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, сведений об уважительности причин своего отсутствия не представили. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями ст. 354 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав докладчика, мнение представителей Службы природопользования и охраны окружающей среды Заболотного В.П., Государственного учреждения Астраханской области «Астраханьлес» Казаченко А.В., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней основаниям. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу указанной нормы права необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя. Судом установлено, что здание ремонтно-механической мастерской, принадлежащее Хайрулаевой Э.Р., расположено на земельном участке ..., который территориально располагается внутри квартала ... Приволжского участкового лесничества Западнодельтового лесничества, что подтверждается кадастровым планом земельного участка, распоряжением Министерства имущественных отношений и земельных отношений Астраханской области № ... от ...03.2008 года «О закреплении на праве оперативного управления государственного имущества Астраханской области». Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 7 апреля 2008 года Хайрулаевой Э.Р. отказано в признании незаконными действий управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области по отказу в государственной регистрации права на указанный объект, поскольку земельный участок, на котором он расположен, принадлежит Российской Федерации и является участком лесного фонда. В 2008 году проведено межевание территории всего лесного участка квартала ... Приволжского участкового лесничества площадью ... га, территории земельного участка присвоен кадастровый номер ..., учетный номер части ... (предыдущий номер - ...). Часть участка, расположенного по адресу: ... а, занято административным зданием и хозяйственным двором государственного учреждения Астраханской области «Астраханьлес», где расположена и ремонтно - механическая мастерская, принадлежащая заявителю. Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. В соответствии со ст.ст. 23 и 81 Лесного кодекса РФ, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 24.04.2008 № 130 «Об определении количества лесничеств на территории Астраханской области и установлении их границ» в лесном фонде созданы 4 лесничества, в состав Западнодельтового лесничества вошла вся территория лесного фонда Приволжского лесничества Наримановского лесхоза. Квартал ... Приволжского участкового лесничества относится к категории защитных лесов - «зеленые зоны, лесопарки», что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра и соответствует Лесохозяйственному регламенту Западнодельтового лесничества. В силу статьи 8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 8.1 того же закона лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 ЛК РФ. В соответствии со статьями 6, 10, 23 и 102 Лесного кодекса 2006 года леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые в том числе располагаются на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Такие леса относятся к категории защитных лесов. В соответствии с ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Установление и изменение границ лесопарковых и зеленых зон, определение их площади отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1.1 ст. 82 ЛК РФ). Органы государственной власти субъектов РФ должны руководствоваться установленным ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ и правилом, согласно которому не допускается изменение границ лесопарковых и зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади. При этом Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 года № 207 установлено, что изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением. Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков). При таких обстоятельствах, суд правильно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку не установлено несоответствия действий Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области закону и нарушения прав и законных интересов заявителя. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда, а сводятся к переоценке его выводов и не свидетельствуют о неправильности применения норм процессуального права и незаконности постановленного решения. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 1 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Хайрулаевой Э.Р. Блиновой А.Е – без удовлетворения.