Ветеран Великой Отечественной войны имеет право на обеспечение жильём.



                                               АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Хохлачева О.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«13» октября 2010 года дело № 33–2908/2010                                                

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Мухамбеталиевой Н.Х.

судей областного суда:      Обносовой М.В., Карповой И.Ю.

с участием прокурора

при секретаре Токсамбаевой Э.Х.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по кассационной жалобе Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахань от 23 августа 2010 года по иску Прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах Елагина В.Д. к Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан о признании незаконным решения комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и возложении обязанности о принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района г. Астрахани в интересах Елагина В.Д. обратился в суд с иском к Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан о признании незаконным решения комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и возложении обязанности о принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем, указав, что Елагин В.Д. является участником Великой Отечественной войны. На основании постановления исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов Елагин В.Д. включен в льготный список участников Великой Отечественной войны с составом семьи 2 человека. Однако решением межведомственной комиссии по формированию списка получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от ... года Елагину В.Д. отказано в предоставлении социальной поддержки в обеспечении жильем. Каких-либо документов, свидетельствующих о снятии Елагина В.Д. с очереди на получение жилой площади в материалах учетного дела Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани не имеется. Елагин В.Д. проживает и зарегистрирован в муниципальной квартире, расположенной по адресу: ... ... ... ..., где также зарегистрированы и проживают: ... М.Н.В., ... Я.В.А. и М.М.А., ... Я.Н.В. Прокурор просил признать указанный отказ незаконным и возложить обязанности о принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Астрахани Ананьева И.А.иск поддержала.

Елагин В.Д. в судебном заседании исковые требования подержал.

Представитель Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Леликова И.П. исковые требования не признала.

Представитель Администрации г. Астрахани в лице Управления по жилищной политике г. Астрахани Тырнова А.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители третьих лиц - Правительства Астраханской области и Министерства социального развития в судебное заседание не явились.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 23 августа 2010 года исковые требования Прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах Елагина В.Д. к  Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан о признании незаконным решения комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и возложении обязанности о принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем удовлетворены.

В кассационной жалобе представитель Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что Комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан вправе определять правомерность включения кандидатов в сводный список. Елагин В.Д. проживает в благоустроенной квартире по адресу: ... ... ... ..., общей площадью 55,9 кв.м. с составом семьи 5 человек, то есть на каждого проживающего приходится по 11,8 кв.м., что выше учетной нормы, установленной на территории МО «Город Астрахань». Считают, что Елагин В.Д. не нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем ему было отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Просят решение Кировского районного суда г. Астрахани от 23 августа 2010 года отменить, вынести по делу новое решение которым в удовлетворении требований отказать.

Заслушав докладчика по обстоятельствам дела и доводам жалобы, выслушав представителя Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и Министерства строительства и дорожного хозяйства Леликову И.П., поддержавшую доводы жалобы, помощника прокурора Астраханской области Пушкинскую Е.А., не согласившего с жалобой, учитывая неявку надлежаще извещенных представителей Администрации г. Астрахани и Правительства Астраханской области, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется меры социальной поддержки, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего федерального закона.

В соответствии с положениями данной статьи Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего федерального закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших), инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Федеральный закон «О ветеранах», исходя из предписаний статей 2,7,15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) 39 (часть 1), 59 (ч.1) 71 (пункты «а», «в» «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1) Конституции РФ, предопределяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусматривает меры их социальной поддержки как в натуральной так и в денежной форме.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На основании ч.ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Категории таких граждан могут определяться: федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ.

 Перечень оснований для признания граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрен ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются 1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещении, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Как следует из материалов дела, Елагин В.Д. является ветераном – участником Великой Отечественной войны, который проживает в муниципальной квартире, общей площадью 55, 90 кв.м., по адресу: ... ... ... .... В данной квартире проживают пять человек: Елагин В.Д., ... М.Н.В., ... Я.В.А. и М.М.А., ... Я.Н.В. Постановлением Исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов Елагин В.Д. включен в льготный список участников Великой Отечественной войны с составом семьи 2 человека. Решением межведомственной комиссии по формированию списка получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 11 марта 2010 года Елагину В.Д. отказано в предоставлении социальной поддержки в обеспечении жильем.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на каждого проживающего в указанном выше доме фактически приходится по 11,08 кв.м., общей площади жилого помещения и по 6,36 кв.м. жилой площади, что меньше учетной нормы жилой площади, установленной в г. Астрахани.

С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правомерно признал незаконным решение комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и возложил обязанность о принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем.

            Таким образом, доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции и не опровергают выводов судебного решения.

             Исходя из изложенного, оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

             Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

                                                О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 23 августа 2010 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области - без удовлетворения.