Судья Имполитова С.В. Дело № 33 - 2988/2010 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Г.Астрахань 20 октября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Белякова А.А. судей областного суда: Авериной Е.Г. и Губернаторова Ю.Ю. при секретаре Чакиевой М.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по кассационной жалобе представителя Военного комиссариата Астраханской области по доверенности А.Т.Мамышевой на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 6 сентября 2010 года по делу по иску Нефедова Е.В. к Военному комиссариату Астраханской области о взыскании денежной компенсации за поднаем жилья, УСТАНОВИЛА: Нефедов Е.В. обратился в суд с иском указав, что являясь гражданином, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ... года, в ... года обратился с письменным заявлением в адрес ... о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ... года по настоящее время до обеспечения истца и членов его семьи жилыми помещениями в соответствии с нормами жилищного законодательства. Военный комиссариат, отказывая в выплате, сослался на то, что в настоящий момент изменения в законодательство не внесены. Однако в результате таких действий нарушены Конституционные права истца и образовалась задолженность в сумме ... рублей, которую он просил взыскать с ответчика. В судебном заседании истец Нефедов Е.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Военного комиссариата Астраханской области по доверенности Пелипенко Э.И. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, представила письменные возражения. Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 6 сентября 2010 года с Военного комиссариата Астраханской области в пользу Полянского Нефедова Е.В. в счет денежной компенсации за наем жилого помещения взыскана сумма в размере ... рублей. В кассационной жалобе представитель ответчика ... ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку полагает, что Конституционный Суд РФ может признать не соответствующим Конституции РФ нормативно-правовые акты только в конкретном деле, по которому заявитель обращался. Обязательность принятого Конституционным Судом РФ постановления или иного акта распространяется только на те правоотношения, с которыми обратился в суд заявитель. К другим аналогичным правоотношениям по применению неконституционной нормы права при рассмотрении дела в суде акт Конституционного Суда РФ применяться не может. Данный пункт Постановления Правительства РФ не признан противоречащим Конституции РФ, тем самым он применяется и, исходя из буквального толкования данной нормы, компенсация военнослужащим, уволенным после ... года, не выплачивается. На заседание судебной коллегии не явились представитель Военного комиссариата Астраханской области, извещен надлежащим образом. Причина неявки не известна, в кассационной жалобе содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, судебной коллегией в порядке ст. 354 ГПК, с учетом мнения лиц участвующих в рассмотрении жалобы принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Заслушав докладчика по делу, Нефедова Е.В., считавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. Из материалов дела следует, что Нефедов Е.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с .... Согласно приказу ... от ...года Нефедов Е.В. исключен из списков личного состава ... л.д.5). Жилым помещением по установленным нормам истец не обеспечен, состоит в настоящее время в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий до реализации государственного жилищного сертификата. Согласно договору от ...года, истец арендует жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ... ... ... у В.С.В. Срок действия данного договора с ... года по ... года с оплатой ежемесячно .... без учета оплаты коммунальных услуг. По договору от ...года договор аренды продлен на новый срок по ... года с тем же условием оплаты. В соответствии с письмом начальника управления - заместителя командующего войсками округа СКВО по финансово - экономической работе ... от 27.04.2010г., до внесения в действующее законодательство изменений, и выделения Министерству обороны Российской Федерации дополнительных денежных средств, оснований для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, уволенным с военной службы после ... года и членам их семей за счет денежных средств, предусмотренных на выплату пенсий, пособий и компенсаций, не имеется (л.д.36). Вместе с тем, в соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004г. №909 „О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в других городах и районных центрах (кроме гг. Москвы и Санкт-Петербурга) - 3.600 руб. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях: совместно с гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи. Согласно пункту 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2004г. №909, денежная компенсация выплачивается: гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам. Решением Верховного суда Российской Федерации от 05 сентября 2008г. №ВКПИ08-53 пункт 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. №909, признан недействующим со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за_ наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005г., которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам. Определением Верховного суда РФ от 11.11.2008г. №КАС08-566 решение Военной коллегии Верховного суда РФ от 05.09.2008г. оставлено без изменения. Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.03.2010г. №3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства РФ «О порядке выплаты денежной компенсации за_ наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, признан абзац второй пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащаяся в нем норма не препятствует признанию за_ гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005г. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Постановлении, в силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным, в том числе для всех исполнительных и судебных органов государственной власти, что исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике. Указанное Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. В соответствии со ст.ст. 19,55 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что, хотя Нефедов Е.В. был уволен с военной службы после 1 января 2005 года, он имеет право на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения, установленную соответствующим Положением в размере 3.600 руб. Доводы жалобы о том, что изменения в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004г. №909 не вносились, что явилось основанием для прекращения выплат компенсации за поднаем жилья Нефедову Е.В. после его увольнения в запас в 2009г., поскольку из буквального толкования п. 4 указанного Постановления следует, что компенсация военнослужащим, уволенным после 01 января 2005 года, не выплачивается, судебная коллегия находит несостоятельными, так как круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья, определен федеральным законом (ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего»), указанным федеральным законом также уполномочено Правительство РФ на определение порядка выплат и размеров ежемесячной компенсации, что и нашло отражение в Постановление от 31.12.2004г. №909, принятом Правительством РФ во исполнение этого полномочия. Пунктом 4 данного Постановления установлен орган исполнительной власти, осуществляющий выплаты соответствующей денежной компенсации, а также источники финансирования. Проверка соответствия указанного пункта Постановления Конституции РФ Конституционным судом РФ не проводилась, поскольку вопрос о круге лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, регламентирован абзацем вторым пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», признанным не противоречащим Конституции РФ, проверка же соответствия нормативного положения постановления Правительства РФ федеральному закону в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит, в связи с чем, доводы жалобы о том, что п. 4 Постановления Правительства от 31.12.2004г. №909 не признан противоречащим Конституции РФ, тем самым применяется в части установления права на денежную компенсацию только для лиц, уволенных с военной службы до 01 января 2005 года, также являются несостоятельными. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в суде первой инстанции нашло подтверждение то обстоятельство, что Нефедов Е.В. в соответствии с абзацем 2 п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего» имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений как лицо, уволенное с военной службы, необеспеченное жилым помещением, а также вставшее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. На основании изложенного кассационная инстанция находит содержащиеся в обжалуемом решении выводы суда соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права и не усматривает установленных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения районного суда. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Кировского районного суда Астраханской области от 6 сентября 2010 года - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Военного комиссариата Астраханской области - без удовлетворения.