Оставлено в силе решение суда об обязанности по постановке на учет гидротехнического сооружения



Судья Мустафина Х.Р. Дело № 33-2868/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 27 октября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.

судей областного суда Баранова Г.В., Шустовой Т.П.

при секретаре Панаевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по кассационной жалобе главы администрации муниципального образования «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 10 сентября 2010 года по заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

установила:

Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области, выразившееся в не постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, находящихся на территории этого муниципального образования, а также об устранении допущенных нарушений путем обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных.

В обоснование своих требований прокурор указал, что на территории вышеуказанного муниципального образования расположено два гидротехнических сооружения – водооградительный вал в с. Старокучергановка на правом берегу р. Серебряная Воложка в районе ул. 2-я Набережная протяженностью 900 м, шириной 6 м, высотой 1,5 м, водооградительный вал в районе с. Новокучергановка на берегу ерика Малая Дарма вдоль улиц Заречная, Тукая и Свободная протяженностью 4 000 м, шириной 6 м, высотой 1,5 м.

Названные гидротехнические сооружения являются бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

В судебном заседании заместитель прокурора Наримановского района Астраханской области Фокина А.Д. заявленные требования поддержала.

Представитель администрации МО «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области Бахмутова В.Б. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 10 сентября 2010 года заявление прокурора удовлетворено. Суд признал бездействие администрации МО «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области незаконным, обязал администрацию МО «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет гидротехнических сооружений: водооградительного вала в с. Старокучергановка на правом берегу р. Серебряная Воложка в районе ул. 2-я Набережная протяженностью 900 м, шириной 6 м, высотой 1,5 м, водооградительного вала в районе с. Новокучергановка на берегу ерика Малая Дарма вдоль улиц Заречная, Тукая и Свободная протяженностью 4 000 м, шириной 6 м, высотой 1,5 м.

В кассационной жалобе администрации муниципального образования «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, указано, что судом нарушены основы разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, гидротехнические объекты не являются собственностью муниципального образования.

Заслушав докладчика, выслушав представителя администрации МО «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области Бахмутову В.Б., поддержавшую жалобу, прокурора Петрову О.Н., не согласившуюся с доводами жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней доводам.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктами 9, 24, 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области к вопросам местного значения Старокучергановского сельсовета отнесены участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Судом установлено, что названные меры, предусмотренные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнических сооружений влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, поскольку бесхозяйные гидротехнические объекты расположены в административных границах муниципального образования «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области, тем не менее, администрация МО «Старокучергановский сельсовет» не принимает мер к обращению в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества.

С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правильно вынес решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Поскольку доводы кассационных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется.

Всем представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Указанные требования прокурором заявлены в интересах неопределенного круга лиц в сфере экологических правоотношений.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Наримановского районного суда Астраханской области от 10 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации муниципального образования «Старокучергановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области  – без удовлетворения.