Решение законно,заявитель имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.



Судья Мелихова Н.В. Дело № 33-3055/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 27 октября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.

судей областного суда Баранова Г.В., Шустовой Т.П.,

при секретаре Панаевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Мухамбеталиевой Н.Х. дело по кассационным жалобам Правительства Астраханской области и Администрации г.Астрахани на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 17 сентября 2010 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Астрахани в интересах Латышевой Р.И. о признании действий Администрации г.Астрахани по исключению Латышевой Р.И. из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными и устранении допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Латышевой Р.И. об обжаловании действий Администрации г. Астрахани по снятию её с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав, что она является вдовой участника ВОВ ФИО4

С ДД.ММ.ГГГГ её <данные изъяты>, ФИО4, был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник Великой Отечественной войны, инвалид, проживающий по адресу: <адрес>, с составом семьи 2 человека. После смерти ФИО4, Латышева Р.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Управление по жилищной политике Администрации г.Астрахани о включении её в очередность, как вдовы участника войны, с составом семьи 3 человека. Латышева Р.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Таким образом, на каждого проживающего в квартире фактически приходится по <данные изъяты> кв.м. общей площади и по <данные изъяты> кв.м. - жилой площади. В связи с чем, в порядке ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Латышева Р.И., как вдова участника ВОВ, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Однако постановлением Администрации г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из списков очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. В связи с чем прокурор в её интересах обратился в суд и просит признать действия Администрации г.Астрахани, выразившиеся в снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Латышевой Р.И., незаконным, просит обязать отменить постановление Администрации г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Латышевой Р.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановить её на учете.

В судебном заседании представитель заявителя Лаисцева Н.В. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.

Представитель Администрации г.Астрахани Шабанова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что в настоящее время Латышева Р.И. обеспечена учетной нормой и нормой предоставления общей площади жилого помещения на одного члена семьи, принятой на территории г.Астрахани. Таким образом, она утратила основания, дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, и на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ была исключена из списков очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полагала, что их действия были законными и обоснованными, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Определением Кировского районного суда г. Астрахани от 31 августа 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства по Астраханской области.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, представил письмо с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Определением Кировского районного суда г. Астрахани от 09 сентября 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Астраханской области.

Представитель Правительства Астраханской области Нурутдинова З.Д. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 17 сентября 2010 года заявленные прокурором Советского района г.Астрахани требования о признании действий Администрации г.Астрахани незаконными и устранении допущенных нарушений, удовлетворены. Суд признал постановление Администрации г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Латышевой Р.И. из списков очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным. Суд обязал Администрацию г.Астрахани восстановить Латышеву Р.И. в список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В кассационной жалобе представитель Правительства Астраханской области просит отменить решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указав, что обеспеченность граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет не ставится в зависимость от статуса гражданина и предусмотренных для гражданина социальных гарантий. Жилищным законодательством РФ не предусмотрено право граждан состоять на учете, которые, исходя из учетной нормы, не нуждаются в улучшении жилищных условий. Кроме того, указывает на пропуск истцом срока обращения в суд.

Доводы кассационной жалобы представителя Администрации г.Астрахани аналогичны изложенным выше доводам жалобы Правительства Астраханской области.

Заслушав докладчика, объяснения представителя Правительства Астраханской области Нурутдиновой З.Д. и представителя Администрации г.Астрахани Шабановой А.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора Петрову О.Н., Рытикову И.И., Сиговатову Е.О., согласившихся с решением суда, проверив материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется меры социальной поддержки, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего федерального закона.

В соответствии с положениями данной статьи Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего федерального закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований для признания граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусмотрен ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются 1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В судебном заседании установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Советского района г.Астрахани Р.И. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи 2 человека: он и его <данные изъяты> Латышева Р.И., как инвалид ВОВ 2 группы, очередность - . С указанного времени он неоднократно обращался в органы муниципальной власти по вопросу предоставления жилья, т.к. проживал в 2-х комнатной квартире у <данные изъяты> ФИО24 жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно справке о проверке жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире кроме ФИО4 проживали: его <данные изъяты> Латышева Р.И., <данные изъяты> ФИО11, <данные изъяты> ФИО12

Несмотря на неоднократные обращения, квартира так и не была предоставлена.

После смерти ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ) Латышева Р.И. продолжала состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдова участника ВОВ.

Удовлетворяя требования прокурора Советского района г.Астрахани, суд учел, что Латышева Р.И., является вдовой участника Великой Отечественной войны, вставшая на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, в связи с чем имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в порядке, предусмотренном ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 18 июля 2009 года) «О ветеранах».

Доводы жалобы о том, что Латышева Р.И. не имеет право состоять на учете, поскольку обеспечена жилым помещением по учетной норме жилья, не могут быть признаны состоятельными, так как Латышева Р.И. проживает в <адрес> постоянно с ДД.ММ.ГГГГ года. До настоящего времени обязанность по предоставлению жилого помещения государством не исполнена.

Доводы жалобы относительно попуска срока истцом для обжалования действий Администрации г.Астрахани, также не могут быть признаны состоятельными, поскольку о постановлении Администрации г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ им стало известно только в ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, решение межведомственной комиссии по обеспечению жилищных прав от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Латышевой Р.И. в получении социальной поддержки в обеспечении жильем, признано незаконным и отменено. При этом из содержания судебного постановления следует, что в обеспечении жильем ей было отказано по аналогичным основаниям.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта судом установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Астрахани от 17 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства Астраханской области и Администрации г.Астрахани - без удовлетворения.