Истец имеет право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности.



Судья:Лапшина Л.Б. дело № 33-3090/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 3 ноября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.

и судей: Авериной Е.Г., Карповой И.Ю.

при секретаре: Кочневой И.В.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. кассационную жалобу Управления ПФ РФ в Икрянинском районе Астраханской области на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 13 сентября 2010 года по гражданскому делу по иску Осипенко Л.А. к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в Икрянинском районе Астраханской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным, назначении досрочной трудовой пенсии,

установила:

Истец обратилась в суд с иском, указав, что решением комиссии ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в Икрянинском районе Астраханской области ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Из специального стажа исключены периоды: нахождения на курсах повышения специализации с 03.12.1986 года по 31.12.1986 года, с 28. 09.1992 года по 28.10.1992 года, с 19.11.2008 года по 18.12. 2008 года, отпуск по беременности и родам, нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 15.12.1978 года по 15.02. 1980 года, с 10.10.1980 года по 07.12.1981 зачтены в специальный стаж в календарном порядке. Просила признать действия ГУ-УПФР в Икрянинском районе по отказу в назначении ей досрочной пенсии неправомерными, обязав ответчика включить в льготный трудовой стаж работы для назначения ей досрочной трудовой пенсии спорные периоды, назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд – с ....

В судебном заседании Осипенко Л.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Икрянинском районе Астраханской области Козлова Т.Б. иск не признала.

Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 13 сентября 2010 года исковые требования Осипенко Л.А. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Икрянинском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права, указав, что Осипенко Л.А. не имеет право на льготную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, так как период нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516, не обоснованно включены периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком в льготном исчислении, поскольку данный период не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной сложностью, физической нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности.

На заседание судебной коллегии не явилась истица Осипенко Л.А. извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна, в связи с чем, судебной коллегией принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившегося истца в порядке ст. 354 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заслушав докладчика, представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Икрянинском районе Астраханской области Чурсову О.В. поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Икрянинском районе Астраханской области от ... Осипенко Л.А. отказано в назначении пенсии по выслуге лет, отпуск по беременности и родам, нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 15.12.1978 года по 15.02.1980 года, с 10.10.1980 года по 07.12.1981 года зачтены в календарном исчислении, не зачтены периоды нахождения на курсах специализации с 03.12.1986 года по 31.12.1986 года, с 28.09.1992 года по 28.10.1992 года, с 19.11.2008 года по 18.12. 2008 года.

Из материалов дела усматривается, что Осипенко Л.А. осуществляет лечебную деятельность в системе здравоохранения в сельской местности, с 15.12.1978 года по 15.02.1980 года, с 10.10.1980 года по 07.12.1981 года находилась в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеуказанной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 04 ноября 2002 года, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался вышеназванными нормами пенсионного законодательства, в связи с чем, судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными.

Учитывая, что указанные периоды неразрывно связаны с трудовой деятельностью Осипенко Л.А., за осуществление которой она получала заработную плату и пособия по беременности и родам, доводы кассационной жалобы о том, что они подлежат календарному исчислении из расчета один год к одному, являются необоснованными.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

В силу п.2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считается за один год и 3 месяца.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии от 20 декабря 2005 г. №25, если отпуск по уходу за ребенком имел место до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Признавая периоды нахождения истицы в отпусках по беременности и родам, и по уходу за ребенком, подлежащими включению в стаж дающий право на назначение досрочной пенсии в льготном исчислении как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, районный суд, вопреки доводам жалобы, обоснованно указал, что данные периоды подлежат включению в подсчет специального стажа в льготном исчислении с учетом осуществления Осипенко Л.А. лечебной деятельности в сельской местности.

Кроме того, судом установлено, что Осипенко Л.А. с 03.12.1986 года по 31.12.1986 года, с 28. 09.1992 года по 28.10.1992 года, с 19.11.2008 года по 18.12. 2008 года находилась на курсах специализации. Обучаясь на курсах с отрывом от работы, за истицей сохранялись место работы и средний заработок.

Трудовым законодательством (ст. 112 КЗоТ РФ, ст. 187 ТК РФ) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, в связи с чем, работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификация является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей, что имеет место в данном случае.

Таким образом, период нахождения на курсах специализации правомерно судом включен в подсчет льготного стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, доводы кассационной жалобы являлись предметом судебного разбирательства, данным доводам дана надлежащая оценка в совокупности с представленными доказательствами, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований давать им иную оценку.

Учитывая изложенное, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

Решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 13 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Управления ПФ РФ в Икрянинском районе Астраханской области - без удовлетворения.