Основания для признания действий администрации муниципального образования незаконными отсутствуют.



Судья: Босхомджиева Б.А. Дело № 33-3167/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 10 ноября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Шустовой Т.П.

и судей: Авериной Е.Г.,     Обносовой М.В.

при секретаре: Васильевой Е.Д.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г., дело по кассационной жалобе Наранова Ю.В. на решение Лиманского районного суда Астраханской области от 23 сентября 2010 года по делу по заявлению Наранова Ю.В. о признании действий Администрации МО «Лиманский район» незаконными,

УСТАНОВИЛА:

Наранов Ю.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что с ... его семья состояла в общей очереди за ..., как нуждающаяся в улучшении жилищных условий на территории МО «... ...». ... заявитель обратился в отдел образования Администрации МО «Лиманский район» с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г., к заявлению были приложены необходимые документы. В августе 2009 принято Постановлении Главы Лиманского района № ... от ... года «О постановке на учет молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях», согласно которому его семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Впоследствии заявителю стало известно, что лица, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до 2005 года, имеют право на первоочередное получение субсидии, в связи с чем, им в дополнение к переданным документам ... предоставлена выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО «... ...» от ... Данная справка подтверждала, что заявитель состоял в общей очереди за ..., как нуждающийся в улучшении жилищных условий с .... ... при перерегистрации участников программы на 2009 год заявителем к заявлению об участии в программе были представлены необходимые документы, а также им был представлен дополнительный пакет документов, в том числе и документ, подтверждающий нуждаемость его семьи в улучшении жилищных условий с 2003 года. Семья заявителя Наранова Ю.В. ... была признана участницей вышеуказанной подпрограммы и включена в сводный список молодых семей на 2009 год под номером ..., с указанием даты признания нуждаемости в улучшении жилищных условий ..., несмотря на то, что его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2003 году.

В августе 2009 года заявителю стало известно, что распоряжением Агентства по делам молодежи Астраханской области от ... был утвержден список претендентов молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище», согласно которому его семья не попала в указанный список и не получила социальной выплаты, поскольку в сводном списке была указана дата включения его семьи в список участников подпрограммы- ... В связи с чем, в результате незаконных действий Администрации, выразившихся в том, что при подачи в Агентство по делам молодежи Астраханской области сводного списка молодых семей - дата включения его семьи в список участников подпрограммы была указана дата ..., его семья в 2009 году не была включена Агентством по делам молодежи в список претендентов на получение социальной выплаты.

В августе 2009 года отделом образования в Агентство по делам молодежи был предоставлен выверенный и утвержденный сводный список молодых семей, где дата постановки на учет моей семьи указана ..., однако список претендентов участников данной подпрограммы, поданный Агентству по делам молодежи ранее был утвержден .... В связи с указанными обстоятельствами, заявитель просит признать действия Администрации МО «Лиманский район» по включению семьи Наранова Ю.В. в сводный список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2009 г. с указанием даты включения молодой семьи список участников подпрограммы - ..., на основание постановления Главы Лиманского района № ... от ... г. незаконными.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования по основаниям, изложенным им в заявлении, просил их удовлетворить.

Представители заинтересованного лица - Администрации МО «Лиманский район» Джураева Г. П. и Трофимов А.А. с заявленными требованиями заявителя не согласились, просили в заявленных требованиях Наранову Ю.В. отказать.

Представитель заинтересованного лица - Агентства по делам молодежи Астраханской области в судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещен надлежаще.

Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 23 сентября 2010 года в удовлетворении заявления Наранову Ю.В. отказано в полном объеме.

В кассационной жалобе Наранов Ю.В. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, либо передаче дела на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что судом не принято во внимание положение ст. 52 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей принятие и постановку на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд не принял во внимание, что нуждающимся он признан с ..., когда его семья была принята и постановлена на учет, а в ... он повторно сдавал документы, и семья повторно признавалась нуждающейся. Суд не выяснил, на каком основании он поставлен в сводном списке семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в .... Кроме того, указывает, что срок обжалования постановления администрации МО «Лиманский район» и ее действий им пропущен по уважительной причине, поскольку в течение года он обращался в различные инстанции для защиты своего нарушенного права.

На заседание судебной коллегии, представитель заинтересованного лица - Агентства по делам молодежи Астраханской области, будучи надлежаще извещенным, не явился, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представил, в связи с чем, судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав докладчика по делу, выслушав Наранова Ю.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя Администрации МО «Лиманский район» по доверенности Шарапову К.В., считавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что в ... году Наранов Ю.В. обратился в отдел образования Администрации МО «Лиманский район», с заявлением (л.д. 14) о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на ... г. с приложенными к нему документами.

Постановлением главы Лиманского района от ... года (л.д. 68) семья заявителя в составе ... человек была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с приказом отдела образования Администрации МО «Лиманский район» (л.д. 23), семья заявителя Наранова Ю.В. ..., признана участницей вышеуказанной подпрограммы, и включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 год по муниципальному образованию Лиманский район Астраханской области (л.д. 24-41) под номером ..., где дата включения молодой семьи в список участников-подпрограммы - ..., согласно имеющимися документам. Указанный сводный список претендентов участников подпрограммы отделом образования Администрации МО «Лиманский район» был направлен в адрес Агентства по делам молодежи Астраханской области для осуществления выбора претендентов.

Распоряжением Агентства по делам молодежи Астраханской области от ... «Об утверждении списка претендентов» (л.д.63) был утвержден список молодых семей- участников подпрограммы на 2009 год (л.д. 60).

Как следует из письменного заявления Наранова Ю.В., Н. от ...(л.д.14), имеющегося в материалах дела, семья заявителя обратилась с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г., к указанному заявлению заявителем были приложены документы.

Из объяснений заявителя следует, что ... им была сдана часть документов в отдел образования Администрации МО «Лиманскии район», позднее им были сданы остальные документы. ... в указанный орган заявитель сдал и выписку из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО «... ...» от ..., согласно которой заявитель состоял в общей очереди за ..., как нуждающийся в улучшении жилищных условий с ..., однако доказать этот факт он не может, поскольку сдал документ без требования расписки в получении, в описи документов, сданных в отдел образования Администрации данный документ не значится.

Отказывая в удовлетворении заявления Наранова Ю.В., суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что последним не представлено доказательств, подтверждающих предоставление на период формирования списка участников подпрограммы, в отдел образования Администрации МО «Лиманскии район» документов о постановке на учет семьи заявителя в 2003 году.

Данные выводы суда, судебная коллегия признает законными и обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с разделом III подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. №675, указанная подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья и строительстве индивидуального жилого дома. Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006г. №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Пунктом 5 этих Правил, действующим в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007г. №979, определены условия, при соответствии которым молодая семья может быть участницей подпрограммы. Разделом II указанных Правил определен порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, согласно которому орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи -участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ....

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом планируемых средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, а в дальнейшем утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка.

Из пояснений представителя Администрации МО «Лиманскии район» и отдела образования Администрации МО «Лиманскии район» следует, что к пакету документов заявителем было приложено постановление Главы Лиманского района от ..., подтверждающее постановку на учет молодой семьи Нарановых, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2008 году.

В письменном заявлении Наранова Ю.В., Нарановой В.В. от ...(л.д.14), содержащем перечень документов, представленных заявителем значатся следующие документы: копии паспортов, свидетельств о рождении детей и справок о заработной плате. Из копии расписки в получении документов отделом образования Администрации МО «Лиманскии район» от ..., выданной Наранову Ю.В. следует, что заявителем были представлены в дополнении остальные документы. При этом ни в вышеуказанном заявлении и ни в расписке документ, подтверждающий постановку семьи заявителя на учет как, нуждающейся в улучшении жилищных условий, по месту жительства при Администрации МО «... ...» в ... году не значится.

... в адрес Главы Администрации МО «Лиманскии район» поступило заявление от Наранова Ю.В.(л.д. 64) о внесении изменений в Постановление, изменив дату признания его нуждаемости на 2003 год, в обоснование заявления приложены справка Администрации МО «... ...»(л.д. 62) и выписка и из протокола ЖБК при Администрации МО «... ...»(л.д.61), согласно которым, заявитель и члены его семьи поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ... года.

В связи с заявлением Наранова Ю.В., постановлением Администрации МО «Лиманскии район» от ... (л.д. 65) в постановление от ... внесены изменения, исключен пункт 1.4.

В августе 2009 года отделом образования в Агентство по делам молодежи Астраханской области был предоставлен выверенный и утвержденный сводный список молодых семей(л.д. 42), где дата постановки на учет молодой семьи указана ..., однако список претендентов, поданный ранее Агентству по делам молодежи по ..., после осуществления выбора претендентов участников подпрограммы был утвержден уже ...

Согласно объяснениям представителя Администрации МО «Лиманскии район Джураевой Т.П., Трофимова А.А. следует, что при представлении Нарановым Ю.В. в августе ... года сведений о том, что семья заявителя была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2003 году, Администрацией МО «Лиманскии район» направлен новый список претендентов участком подпрограммы, с внесенными в него изменениями- в отношении даты признания нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Наранова, однако ранее поданный список был уже утвержден Агентством по делам молодежи.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования Наранова Ю.В. удовлетворению не подлежат, поскольку список претендентов, поданный ранее Агентству по делам молодежи по Астраханской области, после осуществления выбора претендентов участников подпрограммы был утвержден уже ...

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; создана препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Учитывая вышеуказанные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности доводов жалобы Наранова Ю.В., в части уважительности подачи заявления с нарушением срока, поскольку, доказательств невозможности ранее обратиться с заявлением по уважительным причинам и ходатайства о восстановлении пропуска срока на обращение с заявлением об обжаловании действий(бездействий) Нарановам Ю.В. не представлено.

Ссылка суда на пропуск срока обжалования действий(бездействий) администрации МО «Лиманскии район», является обоснованной.

На основании изложенного, поскольку доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции и не опровергают выводов судебного решения, кассационная инстанция находит содержащиеся в обжалуемом решении выводы суда соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права и не усматривает установленных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения районного суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лиманского районного суда Астраханской области от 23 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Наранова Ю.В. - без удовлетворения.