в удовлетворении заявления об оспаривании представлений прокурора обоснованно отказано, т.к. обязанность обеспечивать надлежащее состояние и безопасность энергетических сетей, приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию



судья Имполитова С.В. дело № 33-3185/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань                                                                      24 ноября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Маштачковой Л.Ф.,

судей Шустовой Т.П., Обносовой М.В.,

при секретаре Базиной О.А.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Маштачковой Л.Ф. дело по кассационной жалобе Темникова В.Н. на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 27 сентября 2010 года по заявлениям Темникова В.Н. об оспаривании представлений прокурора Кировского района г.Астрахани,

установила:

директор филиала ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» в г.Астрахани Темников В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании представлений прокурора Кировского района г.Астрахани от 11 мая 2010 года и 27 мая 2010 года, обязывающих принять меры по обеспечению надлежащего технического состояния приборов учета, поскольку непринятие соответствующих мер, может повлечь нарушение прав С. и К. по оплате за потребленные коммунальные услуги по показаниям прибора учета поставляемой горячей воды. Заявитель считает, что ООО «Лукойл- Теплотранспортная компания» не вправе вступать в отношения с потребителями в местах установки индивидуальных приборов учета. Место исполнения обязанностей ООО «Лукойл-ТТК» перед потребителями в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам - на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры (цоколь здания).

Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) горячей воды и тепловой энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем (количество) потребленных горячей воды и тепловой энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил. При наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

ООО «Лукойл-ТТК» не имеет правовых оснований и возможностей принимать участие в опломбировании индивидуальных приборов учета.

С учетом изложенного Темников В.Н. просил признать представления прокурора от 11 и 27 мая 2010 года незаконными и отменить их.

В судебном заседании представитель Темникова В.Н. - Марунич Н.В. заявление поддержала и просила представления прокурора Кировского района г.Астрахани признать незаконными и отменить.

Представитель прокуратуры Кировского района г. Астрахани Моралёва К.А. заявление не признала, пояснив, что представления прокуратуры основаны на законе и подлежат исполнению.

Председатель постоянной комиссии по нормотворчеству, законности и правопорядку Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» Житерев И.Г. извещен надлежаще, в судебное заседание не явился.

С. и К. поддержали позицию прокуратуры Кировского района г. Астрахани, пояснив, что имеют право производить оплату за потребленную горячую воду на основании показаний приборов учета, а не по тарифу, как считает ООО «Лукойл-ТТК», отказ в опломбировании индивидуальных счетчиков потребления горячей воды нарушает их права как потребителей. С. и К. являются пенсионерами и экономно расходуют горячую воду. Представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Астрахани Короткова Н.А. заявление поддержала, полагая, что доводы Темникова В.Н. основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 27 сентября 2010 года заявления Темникова В.Н. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Темниковым В.Н. ставится вопрос об отмене решения районного суда по основаниям несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и закону, поскольку в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам место исполнения обязанностей ООО «Лукойл-ТТК» перед потребителями - на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры (цоколь здания), в связи с чем ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» не вправе вступать в отношения с потребителями в местах установки индивидуальных приборов учета.

В судебное заседание не явился Темников В.Н., о времени и месте рассмотрения заявитель извещен, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав докладчика, представителя Темникова В.Н. - Емельянову А.К., поддержавшую доводы жалобы, представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Астрахани Короткову Н.А., согласившуюся с доводами жалобы, С. и К., возражавших против отмены решения, прокурора Петрову О.Н. о законности и обоснованности состоявшегося по делу судебного решения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, - а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно абзацу первому пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006года №307, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении горячей, холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество холодной воды, горячей воды, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия коммунальных услуг заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения. При отсутствии договора между собственником помещений в многоквартирном доме (непосредственное управление) договора, заключенного с исполнителем, собственники заключают договор о потреблении горячей воды и т.п. непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с частью 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Материалами дела установлено, что С. проживает в многоквартирном доме, в котором форма управления не избрана, К. проживает в многоквартирном жилом доме, в котором избрана форма управления домом - управляющая компания.

Плату за горячее водоснабжение заинтересованные лица производили исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета горячего водоснабжения

В связи с истечением срока эксплуатации приборов учета, С. и К. обратились в ООО «Лукойл-ТТК» с просьбой об опломбировании приборов учета, приобретенных взамен ранее установленных, в чем им было отказано. В многоквартирных жилых домах, где проживают указанные граждане, не имеется общедомовых (коллективных) приборов учета горячей воды.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Во исполнение федерального закона Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010г. №149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, который распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.

В соответствии с пунктами 3,7 Порядка договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо) строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.

Кроме того, Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» на владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющих приборов учета потребителей возложена обязанность организовать учет тепловой энергии с использованием приборов учета в порядке и сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Из анализа указанных выше норм следует, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, в данном случае таковой является ООО «Лукойл-ТТК».

Прокурором в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 24), внесено представление об устранении нарушений прав граждан, требования прокурора основаны на законе, в связи с чем судом обоснованно заявление Темникова В.Н. оставлено без удовлетворения.

Доводы жалобы с учетом вышеизложенного не влияют на правильность выводов суда, поскольку не основаны на законе.

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Кировского районного суда г.Астрахани от 27 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Темникова В.Н. - без удовлетворения.