КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 декабря 2010 г. дело №33-3477/2010 Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Шустовой Т.П., судей областного суда: Обносовой М.В., Баранова Г.В., при секретаре Лагуткиной Д.Х., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по кассационной жалобе Министерства регионального развития РФ на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 сентября 2010года по делу по иску Джаубаева Б.Ш. к Министерству обороны РФ, Министерству регионального развития РФ, Администрации г. Астрахани, Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛА: Джаубаев Б.Ш. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Министерству регионального развития РФ, Администрации г. Астрахани, Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения, указав, что он прослужил <данные изъяты> лет на военной службе. В результате реорганизационных мероприятий в <данные изъяты> войсковая часть, в которой он проходил службу в ..., была расформирована. ... он был уволен с действительной военной службы, ему была выдана справка о том, что в соответствии со ст. 4 Указа Президента РФ от 19 февраля 1992 года №154 он имеет право на получение в собственность занимаемого жилого помещения, независимо от его размера, в домах государственного и муниципального жилого фонда. В <данные изъяты> году он был поставлен Астраханским областным военным комиссариатом на учет военнослужащих и граждан, уволенных в запас, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. С <данные изъяты> года он также стал обращаться в Администрацию г. Астрахани по поводу выделения ему жилья. Решение его жилищной проблемы путем получения жилищного сертификата невозможно, поскольку размер субсидии, выдаваемой по жилищному сертификату, не позволял ему реализовать право на приобретение по установленным социальным нормам жилого помещения, исходя из реальной стоимости жилья. В <данные изъяты> году ему стало известно о том, что он имеет право на предоставление жилого помещения федеральным органом исполнительной власти, в котором проходила военная служба, за счет средств федерального бюджета. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. При указанных обстоятельствах просил обязать ответчиков предоставить ему в собственность жилое помещение в жилом доме, поступившем от жилищного строительства Министерства обороны и приобретенным Министерством обороны, либо полученным от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленных за Министерством обороны, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 15.1 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих». Впоследствии в порядке статьи 39 Гражданского Процессуального Кодекса РФ истец Джаубаев Б.Ш. уточнил исковые требования и просил обязать ответчиков Министерство обороны РФ, Министерство Регионального развития РФ, Администрацию г. Астрахани, Правительство Астраханской области предоставить ему в собственность жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 15.1 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих». Определением Кировского районного суда г. Астрахани от 30 августа 2010 года в качестве соответчика по делу привлечено Министерство регионального развития РФ. В судебном заседании истец Джаубаев Б.Ш. и его представитель адвокат Земскова О.В. заявленные требования поддержали в полном объеме. Представитель Администрации г. Астрахани по доверенности Тырнова Н.А. в судебном заседании просила суд Джаубаеву Б.Ш. в удовлетворении иска в части требований к Администрации г. Астрахани отказать. Представители Министерства обороны РФ, Министерства регионального развития РФ, Правительства Астраханской области, Военного комиссариата Астраханской области в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, представили письменные возражения на иск. Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 20 сентября 2010 года на Министерство регионального развития РФ и Администрацию г. Астрахани возложена обязанность предоставить Джаубаеву Б.Ш. в собственность жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, пригодное для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления на состав семьи 1 человек. Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 ноября 2010 года рассмотрена кассационная жалоба представителя Администрации г. Астрахани, которым решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 сентября 2010 года изменено, исключено из резолютивной части решения указание о возложении обязанности на Администрацию г. Астрахани предоставить Джаубаеву Б. Ш. в собственность жилое помещение, находящееся в федеральной собственности. В остальной части решение суда от 20 сентября 2010года оставлено без изменения. В кассационной жалобе Министерство регионального развития РФ ставит вопрос об отмене решения по делу и вынесении по делу нового решения, поскольку в решении не указано какие именно действия либо бездействия совершил Министерства регионального развития РФ, и в чем конкретно состоит нарушение права истца со стороны Министерства регионального развития РФ. Граждане, уволенные с военной службы и принятые на учет в муниципальных образованиях и в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Государственным заказчиком приобретения квартир в многоквартирных домах для граждан, уволенных с военной службы, Правительство РФ определило ФГУ. От Астраханской области, в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов поставки товаром, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», не поступило ни одной котировочной заявки с предложением по закупке жилья для граждан, уволенных с военной службы. Считают, что в соответствии с Постановлением № 902 от 04 декабря 2008 года «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 – 2009 годах» в рамках реализации ФЦП «Жилище» существенным условием для предоставления уволенным военнослужащим жилых помещений в собственность является наличие у них статуса участника Подпрограммы. Истец таким статусом не обладает. Считают, что на Министерство регионального развития РФ не может быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения. На заседание судебной коллегии Земскова О.В., представители Министерства обороны РФ, Министерства регионального развития РФ, Военного комиссариата АО, будучи надлежаще извещенными, не явились, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представили. При указанных обстоятельствах в силу ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Заслушав докладчика по делу, выслушав истца Джаубаева Б.Ш. считавшего решение законным и обоснованным, представителя Администрации города Астрахани по доверенности Малыгину О.Б., считавшую определение Астраханского областного суда от 10 ноября 2010 года законным, представителя Правительства Астраханской области по доверенности Нурутдинову З.Д., оставившую решения вопроса на усмотрение суда, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений и выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Согласно ст. 15.1. указанного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 2009 года № 903 «О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» установлено, что Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, приобретенных в соответствии с Правилами приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года №902 «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах». Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года №760 установлено, что: а) предоставление в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, приобретенных в соответствии с Правилами приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008г. № 902 «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах», осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 года № 903 «О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы жилых помещений, находящихся в федеральной собственности», за исключением пункта 11 этих правил; в) Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о предоставлении в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, приобретенных в соответствии с Правилами приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. Из материалов дела следует, что Джаубаев Б.Ш. прослужил на военной службе до ..., уволен с действительной военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и в соответствии со статьёй 4 Указа Президента РФ от 19 февраля 1992г. №154 имеет право на получение безвозмездно в собственность занимаемого жилого помещения, независимо от его размера, в домах государственного и муниципального жилого фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятия или в оперативное управление учреждений (<данные изъяты>), с 1999 года он состоит на учете военнослужащих и граждан, уволенных в запас, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (т<данные изъяты>). Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на Джаубаева Б.Ш. распространяются положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части обеспечения его жилым помещением. В судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истца о том, что размер субсидии, выдаваемой по жилищному сертификату, не позволит ему реализовать право на приобретение по установленным социальным нормам жилого помещения, исходя из реальной стоимости жилья, в связи с чем суд правильно пришел к выводу о том, что использование жилищного сертификата в качестве формы обеспечения жильем истца не предоставит возможность приобретения жилья в избранном им месте жительства г. Астрахани как минимум за доступную плату, поскольку из Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации № 313 от 30 июня 2010 года следует, что средняя рыночная стоимость, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти для расчета социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на 2 квартал 2010 года для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений, составила за 1 кв.м. общей площади жилья по Астраханской области <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>). Средняя цена 1 кв.м. общей площади квартир улучшенного качества на первичном рынке жилья по Астраханской области во 2 квартале 2010 года составила <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. (т<данные изъяты>). Судебная коллегия также считает, что выводы суда первой инстанции о возложении обязанности по предоставлению в собственность Джаубаева Б.III. жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, на Министерство регионального развития РФ как на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о предоставлении гражданам, уволенным с военной службы, в собственность указанных выше жилых помещений, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права. Вместе с тем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости исключения из резолютивной части решения указания о возложении обязанности по предоставлению истцу в собственность жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, на администрацию г. Астрахани, поскольку в соответствии с Правилами предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 ноября 2009г. №903, орган местного самоуправления в течение 3 рабочих дней со дня получения информации на основании выписки из списка граждан, а также с учетом нормы предоставления жилых помещений, указанной в пункте 8 настоящих Правил, и требования, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 настоящих Правил, готовит предложение о распределение жилых помещений между гражданами, уволенными с военной службы, и уведомляет их в установленном этим органом местного самоуправления порядке о планируемом предоставлении им жилого помещения, необходимости выбора способа получения жилого помещения (в собственность или на условиях договора социального найма) и разумных сроках подачи заявления о предоставлении жилого помещения (п. 13). В случае, если гражданин, уволенный с военной службы, принял решение о предоставлении ему жилого помещения в собственность, орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления со всеми прилагаемыми к нему документами оформляет в 2 экземплярах ходатайство по форме согласно приложению №3 и направляет один экземпляр ходатайства в Министерство регионального развития РФ с приложением одного экземпляра заявления, а в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 9 настоящих Правил, также одного экземпляра соответствующего обязательства, указанного в подпункте «и» пункта 14 настоящих Правил (п. 17). Орган местного самоуправления под роспись вручает гражданину, уволенному с военной службы, копию приказа (выписку из приказа) о предоставлении жилого помещения в собственность, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на это жилое помещение, а также организует работу по передаче гражданину, уволенному с военной службы, жилого помещения и подписанию акта приема-передачи жилого помещения, один экземпляр которого остается у гражданина, уволенного с военной службы, а другой направляется органом местного самоуправления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с одновременным уведомлением об этом Министерства регионального развития Российской Федерации и соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24). Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено право органа местного самоуправления по предоставлению в собственность гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности. Указанное решение принимается Министерством регионального развития Российской Федерации путем оформления соответствующего приказа (п. 20 указанных Правил). Доводы кассационной жалобы Министерства регионального развития РФ не нашли подтверждения в суде кассационной инстанции, в связи с чем в остальной части кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены решения районного суда. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 сентября 2010 года изменить, исключив из резолютивной части решения указание о возложении обязанности на Администрацию г. Астрахани предоставить Джаубаеву Б.Ш. в собственность жилое помещение, находящееся в федеральной собственности. В остальной части решение суда от 20 сентября 2010года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства регионального развития РФ без удовлетворения.