Судья Юденкова Э.А. Дело № 33-3423/2010 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 15 декабря 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Лавровой С.Е., судей областного суда Обносовой М.В. и Баранова Г.В. при секретаре Лагуткиной Д.Х., заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области на решение Советского районного суда г. Астрахани от 28 октября 2010 года по иску прокуратуры Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л А: прокуратура Астраханской области обратилась в суд с иском к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, указав, что прокуратурой области в период с 11 июня 2010 года по 11 августа 2010 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов скважин № 12, 16, 17, 37, 40, 42, 43, 45, 47, 48, 53, 73, расположенных в левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения. В результате проведенной проверки установлено следующее. В период с 1978 по 1989 годы по заказу Министерства геологии СССР на территории Астраханской области в целях разведки и оценки залежей Астраханского газоконденсатного месторождения Астраханской и Каспийской нефтегазоразведочными экспедициями, входившим в состав ПГО «Нижневолжскгеология», а в дальнейшем - в состав ФГУ ГП «Нижневолжскгеология», осуществило строительство поисково-разведочных скважин № 12, 16, 17, 37, 40, 42, 43, 45, 47, 48, 53, 73 вскрывших продуктивный горизонт с содержанием в пластовом газе сероводорода до 26,54%. Впоследствии на скважинах № 12, 40, 53, 73 силами ФГУ ГП «Нижневолжскгеология» проведены ликвидационные работы. Актом межведомственной комиссии от 17 мая 1990 года указанные скважины признаны ликвидированными. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области от 29 декабря 2007 года №1289-р поисково-разведочные скважины № 16, 17, 37, 42, 43, 45, 47, 48 признаны объектами, не подлежащими приватизации, включены в реестр государственного имущества и являются федеральной государственной собственностью. Полномочия собственника указанных скважин осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области. Поисково-разведочные скважины являются опасными производственными объектами, подпадают под действие статьи 2 ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В нарушение норм действующего законодательства, поисково-разведочные скважины № 12, 16, 17, 37, 40, 42, 43, 45, 47, 48, 53, 73, расположенные на левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения, находящиеся в федеральной государственной собственности, в реестр опасных производственных объектов не внесены; организации, имеющей лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов, не переданы; производственный контроль за эксплуатацией указанных объектов не осуществляется; экспертиза промышленной безопасности оборудования скважин не проведена; их техническая диагностика, испытания; освидетельствования в надлежащем порядке не проводятся; декларации промышленной безопасности не разработаны; договоры по страхованию риска ответственности причинения вреда при эксплуатации скважин не заключены; мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий не запланированы; договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями не заключены; материальные и финансовые резервы для ликвидации последствий аварий не созданы. Указанные объекты не приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, экологическую безопасность в соответствии с нормами промышленной безопасности, что подтверждается актом проверки соблюдения законодательства о промышленной безопасности производственных объектов от 4 марта 2008 года, проведенной прокуратурой по надзору за соблюдением законов АГКК с привлечением специалистов. В устьях скважин не убраны буровой металлолом, строительные отходы, химические реагенты, бетонные конструкции. В силу норм Закона РФ «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является, в том числе, соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр. Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечению срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь несет ответственность, возложенную на него действующим законодательством. Объекты, подлежащие консервации или ликвидации должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин. Ликвидация или консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, представившими лицензию, и органом государственного горного надзора. В нарушение положений законодательства, результаты ликвидационных работ, проведенных на скважинах № 12, 40, 53, 73 не соответствуют требованиям инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов. Несмотря на формальную ликвидацию, указанные скважины представляют опасность для жизни и здоровья людей, окружающей природы. До настоящего времени указанные скважины не переданы под наблюдение ООО «Газпром добыча Астрахань», являющегося пользователем участка недр на основании лицензии ACT 14553 НЭ. До передачи недропользователю, указанные скважины являются государственной собственность. В соответствии с пунктами 3, 4 Положения об учете федерального имущества, объектом учета является расположенное на территории РФ недвижимое федеральное имущество. Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества, составляющие федеральную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах. Пластовый газ Астраханского газоконденсатного месторождения содержит в своем составе агрессивные компоненты (25-30% сероводорода), аномально высокие пластовые давления, все скважины, вскрывшие продуктивную часть разреза, представляют техногенную и экологическую опасность из-за возможности возникновения в них межколонных, трубных и затрубных давлений, заколонных перетоков. Нарушение норм действующего законодательства создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, окружающей природной среды. В связи с ненадлежащим техническим состоянием указанных скважин, высока вероятность аварии, в результате которой возможен выброс сильнодействующих отравляющих веществ в атмосферных воздух, что повлечет за собой гибель людей. Просил суд признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области по невключению в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин № 12, 40, 53, 73, по неорганизации работ по надлежащей ликвидации указанных скважин, по неприведению поисково-разведочных скважин в состояние, соответствующему законодательству, незаконным. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области включить в реестр государственной собственности поисково-разведочные скважины № 12, 40, 53, 73, расположенные на левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области организовать проведение работ по надлежащей ликвидации скважин № 12, 40, 53, 73 в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов. Обязать ООО «Газпром добыча Астрахань» принять под наблюдение скважины № 12, 40, 53, 73 после их надлежащей ликвидации. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области зарегистрировать скважины № 12, 16, 17, 37, 40, 42, 43, 45, 47, 48, 53, 73 в реестре опасных производственных объектов. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области организовать приведение скважин в соответствие с требованиями законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. В судебном заседании представитель истца Болдырев Д.Ю., доводы, изложенные в иске, поддержал, просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представители ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области Михайлов А.В., Киселева Т.С., исковые требования не признали в иске просили отказать. В судебном заседании представитель ответчика ООО «Газпром добыча Астрахань» Сторожук Т.Л., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований. Представитель третьего лица - Управления по недропользованию по Астраханской области Минеханова Ф.К., исковые требования поддержала. В судебном заседании представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области Кушнир Н.Н., исковые требования поддержала. В судебное заседание представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в суд поступил отзыв на иск, в котором возражает против удовлетворения исковых требований. В судебное заседание представитель третьего лица Нижнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокуратуры Астраханской области поддерживает в полном объеме. В судебное заседание представитель третьего лица - ФГУ ГП «Нижневолжскгеология» не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в суд поступил отзыв ОАО «Нижневолжскнефтегаз» на иск, указав, что 20 марта 2010 года ФГУ ГП «Нижневолжскгеология» прекратило свою деятельность. Решением Советского районного суда г. Астрахани от 28 октября 2010 года иск удовлетворен. Суд обязал: - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области включить в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин № 12, 40, 53, 73, расположенные в левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения; - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области организовать проведение работ по надлежащей ликвидации скважин № 12,40, 53, 73; - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области зарегистрировать скважины № 12, 16, 17, 37,40, 42, 43,45,47, 48, 53, 73 в реестре опасных производственных объектов; - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области организовать приведение скважин в соответствие с требованиями законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов; - общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» принять под наблюдение скважины № 12, 40, 53, 73 после их надлежащей ликвидации. В кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права. На заседание судебной коллегии представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управления по недропользованию по Астраханской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области, ОАО «Нижневолжскнефтегаз» не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, сведений об уважительности причин своего отсутствия не представили. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав докладчика, объяснения представителей Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области Михайлова А.В. и Киселёвой Т.С. поддержавшей доводы жалобы, представителя ООО «Газпром добыча Астрахань» Сторожук Т.Л. возражавшей против удовлетворения жалобы, мнение помощника прокурора астраханской области Бурхетьевой Е.М. возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней основаниям. В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. На основании статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно пункту 1, 4, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 432 от 5 июня 2008 года, федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В судебном заседании установлено, что в период с 1978 по 1989 годы по заказу Министерства геологии СССР на территории Астраханской области в целях разведки и оценки залежей Астраханского газоконденсатного месторождения Астраханской и Каспийской нефтегазоразведочными экспедициями, входившим в состав ПГО «Нижневолжскгеология», а в дальнейшем - в состав ФГУ ГП «Нижневолжскгеология», осуществили строительство поисково-разведочных скважин № 12, 16, 17, 37, 40, 42, 43, 45, 47, 48, 53, 73, вскрывших продуктивный горизонт с содержанием в пластовом газе сероводорода до 26,54%. На основании приказа Министерства газовой промышленности СССР и Министерства геологии СССР от 1988 года №341 орг/611 - 17 мая 1990 года межведомственной комиссией подписан акт о передаче -приемке промышленного освоения Астраханского серогазоконденсатного месторождения, согласно которого ПО «Астраханьгазпром» принимает на баланс, находящиеся в консервации скважины № 42, 43, 47 после выполнения по ним ПГО «Нижневолжскгеология» работ по восстановлению циркуляции, ревизии, и устранении замечаний. Скважины № 12, 16, 17, 37, 40, 45, 48, 53, 73 подлежат ликвидации силами ПГО «Нижневолжскгеология». До решения вопроса о способах и методах ликвидации скважин № 12, 16, 17, 45, 48, имеющих межколонные давления, наблюдение за ними осуществляется силами ПГО «Нижневолжскгеология». По мере выполнения ликвидационных работ в вышеуказанных скважинах, они принимаются ПО «Астраханьгазпром» на основании двухсторонних актов. Поисково-разведочные скважины № 12, 40, 53, 73 ликвидированы. Установлено, что в состав переданного имущества на праве хозяйственного ведения ФГУ ГП «Нижневолжскгеология» скважины №12,40,53,73 не входили, и в силу норм действующего законодательства являются государственной собственностью Российской Федерации. Согласно Выписке из реестра федерального имущества от 10 июня 2010 года скважины № 16, 17, 37, 42, 43, 45, 47, 48, внесены в реестр федерального имущества. Суд первой инстанции правильно сделал вывод, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области не предприняло со своей стороны надлежащих действий по получению документов, необходимых для включения в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин № 12, 40, 53, 73, поскольку полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Факт отсутствия правового регулирования порядка поступления ликвидированного имущества не может являться основанием для не внесения в реестр государственной собственности указанных поисково-разведочных скважин. Таким образом, суд обоснованно обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области включить в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин №12,40,53,73. Кроме того, суд также обоснованно удовлетворил требования в части организации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области проведения работ по надлежащей ликвидации скважин № 12, 40, 53, 73, поскольку согласно статье 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании статьи 26 Закона РФ «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. Как следует из представленной в судебное заседание переписки ОАО «Газпром добыча Астрахань», при первоначальном объезде и освидетельствовании комиссией отмечено несоответствие в части оборудования устьев для долговременного контроля состояния трубного, затрубного и межколонного пространств и их регулярной регистрации. В течение нескольких лет ни одно из предписаний по устранению нарушений в оборудовании устьев и площадок ликвидированных поисково-разведочных скважин не выполнено. Также поисково-разведочные скважины не приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, оборудование ликвидированных скважин не соответствует требованиям «Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов». Таким образом, до настоящего времени акт приемки-передачи от 1990 года исполнен не в полном объеме, в связи с чем, ООО «Газпром добыча Астрахань» под контроль поисково-разведочные скважины № 12, 40, 53, 73 не приняты. Вывод суда о регистрации скважин № 12, 16, 17, 37,40, 42, 43,45,47, 48, 53, 73 в реестре опасных производственных объектов также правильный, поскольку на основании Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 года № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда, по существу сводятся к переоценке его выводов и не свидетельствуют о неправильности применения норм процессуального права и законности постановленного решения. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Советского районного суда г. Астрахани от 28 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области - без удовлетворения.