Представление прокурора об устранении мэром города Астрахани допущенных нарушений требований законодательства о защите прав и законных интересов сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствует закону



Судья Чернышева Е.А. Дело № 33-3536/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 22 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Маштачковой Л.Ф.

судей областного суда Баранова Г.В., Лавровой С.Е.

при секретаре Васильевой Е.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.

дело по кассационной жалобе администрации города Астрахани

на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 3 ноября 2010 года

по заявлению мэра г. Астрахани об отмене представления прокурора Трусовского района г. Астрахани

У С Т А Н О В И Л А :

Мэр г. Астрахани обратился в Трусовский районный суд г. Астрахани с заявлением об отмене представления прокурора Трусовского района г. Астрахани, указав, что прокурором Трусовского района г.Астрахани внесено представление мэру города Астрахани об устранении нарушений требований законодательства о защите прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением администрации Трусовского района города Астрахани №--- от --- за Р.Е.А. и его сестрой - Р.О.И. было сохранено право пользования жилым помещением по <--->. Данный жилой дом являлся ведомственным фондом и в муниципальную собственность передан не был.

По состоянию на 2004 год по указанному адресу на регистрационном учете состояла С.А.А., которая обращалась в администрацию Трусовского района г. Астрахани по вопросу передачи данного жилого помещения в порядке приватизации. Однако, учитывая тот факт, в реестре муниципального имущества данный жилой дом не значился, администрация Трусовского района г.Астрахани отказала С.А.А. Вопрос признания права собственности решился в судебном порядке ---. Р.Е.А. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим закрепленное жилое помещение и имеется одно из обстоятельств, указанных в статье 10.1 Закона Астраханской области от 11 февраля 2002 №6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», ему должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма или по его выбору в порядке, установленном Правительством Астраханской области, социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Астраханской области (ст.9 Закона АО от 10.10.2006 №75/2006-03).

Проживание в квартире №--- по <---> на законном основании в закрепленном жилом помещении других граждан, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является основанием для предоставления дополнительных гарантий на жилые помещения, обеспечение производится в порядке и на условиях, установленных Законом Астраханской области (п.б ч.1 ст. 10.1 закона АО от 11.02.2002 №6/2002-03 (ред.29.06.2010)).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ.

Администрация города Астрахани не имеет возможности для исполнения представления от 17.08.2010 №7-01-2010, так как не наделена в установленном законом порядке соответствующими государственными полномочиями и в результате его исполнения администрацией города будет нарушена самостоятельность органа местного самоуправления, гарантированная ст. 132 Конституции РФ.

В связи с чем, представитель мэра г. Астрахани просит представление прокурора Астраханской области об устранении нарушений жилищного законодательства отменить в связи с его необоснованностью.

В судебном заседании представитель мэра г. Астрахани, действующая на основании доверенности, данное заявление поддержала в полном объеме и просила признать представление прокурора Трусовского района г. Астрахани необоснованным.

Старший помощник прокурора Трусовского района г. Астрахани Базаралиева А.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку внесенное прокурором Трусовского района представление является законным и обоснованным, направленным на восстановления нарушенных прав Р.Е.А.

Представитель администрации Трусовского района г. Астрахани Воробьев С.А., действующий на основании доверенности, пояснил, что в настоящее время полномочия предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не входят в компетенцию районной администрации.

Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 3 ноября 2010 года заявление оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе администрации города Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда установленным обстоятельствам.

На заседание судебной коллегии не явились представители администрации Трусовского района г. Астрахани, извещенные надлежащим образом и не известившие суд об уважительности причин своего отсутствия. С учетом надлежащего извещении и руководствуясь ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика, прокурора Бурхетьеву Е.М. о законности принятого решения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней доводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, в частности, относятся: должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Статьей 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно статье 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Трусовского района г. Астрахани по обращению гражданина Р.Е.А. была проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Трусовского района г. Астрахани и администрацией г. Астрахани. В ходе проведения проверки прокуратурой Трусовского района установлено, что Р.Е.А. имеет мать Ра.Е.А., которая решением Трусовского районного суда г. Астрахани от --- года лишена родительских прав в отношении Р.Е.А., отец в свидетельстве о рождении не указан.

Постановлением администрации Трусовского района г. Астрахани --- №--- несовершеннолетний Р.Е.А. определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. За Р.Е.А. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <--->, контроль за исполнением данного постановления возложен на заместителя главы администрации Трусовского района г. Астрахани ФИО13

В соответствии со ст. 121 Семейного Кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются: обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий; обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

В статье 7 Федерального Закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определены основные задачи органов опеки, и попечительства, одной из которых является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства помимо прочего относится проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.

В соответствии со ст.* 155.3 Семейного Кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права пользования жилым помещением.

Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

С --- год по --- год Р.Е.А. обучался в школе -интернате, с --- по --- года в профессиональном училище №---, где находился на полном государственном учреждении.

Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от --- года на квартиру, на которую закреплено право пользование за Р.Е.А. было признано право собственности за С.А.А., являющейся бабушкой Р.Е.А., без учета интересов и жилищных прав несовершеннолетних Р.Е.А. и Р.О.И. за которыми в установленном законом порядке было сохранено право пользования жилым помещением.

Администрация Трусовского района г. Астрахани, обладая сведениями о том, что на данный объект недвижимого имущества сохранены жилищные права несовершеннолетних, чьи интересы они обязаны защищать в соответствии с нормами Закона «Об опеке и попечительстве», а также о наличии судебного спора, касающегося вопроса о праве собственности на дом были уведомлены о рассмотрении иска С.А.А. В судебное заседание представитель администрации Трусовского района не явился, сведения о сохранении жилищных прав несовершеннолетних суду не представил, тем самым проявил бездействие в части сохранности имущества, которое в дальнейшем привело в регистрации права собственности на данный дом за С.А.А. без учета прав и законных интересов Р.Е.А. и его несовершеннолетней сестры.

Впоследствии право собственности С.А.А. было зарегистрировано ею в установленном законом порядке, и последняя распорядилась данным имуществом по своему усмотрению, а в частности в 2005 году С.А.А. по договору купли-продажи продала 1/2 часть дома С.Н.И., которая в свою очередь продала ее Г.В.А..

---2005 Администрация Трусовского района г. Астрахани обратилась с заявлением о пересмотре данного решения Трусовского районного суда г. Астрахани по вновь открывшимся обстоятельствам, представив постановление о сохранении за Р.Е.А. право пользования спорным жилым помещением.

Определением Трусовского районного суда г.Астрахани от ---.2005 решение Трусовского районного суда г. Астрахани от ---.2004 о признании за С.А.А. право собственности на домовладение №--- по <---> было отменено и дело назначено к рассмотрению в судебном заседании.

--- письмом заместитель мэра города по территории - глава администрации Трусовского района К. сообщил директору профессионального училища №--- о том, что жилая площадь, расположенная по адресу: <---> закрепленная постановлением администрации Трусовского района г. Астрахани от --- №--- за несовершеннолетним Р.Е.А. находится в целости и сохранности.

Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от --- в удовлетворении иска С.А.А. о понуждении к заключению договора передачи было отказано, в судебное заседание представитель администрации не явился. Копия данного решения --- была направлена в Администрацию Трусовского района г. Астрахани и в отдел опеки и попечительства администрации Трусовского района г. Астрахани

--- 1/2 часть дома №--- по <---> С.А.А. по договору купли - продажи была продана Б.С.Н. и ФИО7. Право собственности за указанными лицами в установленном законом порядке было зарегистрировано в Управлении федеральной регистрационной службы.

--- адрес указанного домовладения был изменен: с <--->, <--->). В настоящий момент в указанном жилом помещении проживают посторонние для Р.Е.А. граждане, которые приобрели жилые помещения в соответствии с действующим законодательством и в данный момент препятствуют его проживанию, в связи с чем, Р.Е.А. обратился в органы прокуратуры с заявлением о защите его нарушенных жилищных прав.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ (ст. 37 ЖК РСФСР) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилое помещение предоставляется вне очереди.

При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу, что поскольку Р.Е.А. утратил право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <--->) вследствие незаконного бездействия администрации Трусовского района г. Астрахани, которая в нарушение ст. 7 Закона «Об опеке и попечительстве» не обеспечила необходимых мер к сохранности указанного имущества, бездействовала в противоречии интересов несовершеннолетнего Р.Е.А., что привело к существенному нарушению жилищных прав Р.Е.А., прокурор Трусовского района г. Астрахани обоснованно поставил вопрос о восстановлении нарушенного права.

Доводы заявителя не опровергают выводов суда, не свидетельствуют о незаконности требований прокурора. Нарушенное действиями администрации право Р.Е.А. до настоящего времени не восстановлено.

С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правильно вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по ее доводам не имеется. Всем представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 3 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Астрахани – без удовлетворения.