Судья Хамидуллаева Р.Р дело № 33-124/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 19 января 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Лавровой С.Е., судей областного суда Баранова Г.В., Поляковой К.В. при секретаре Лагуткиной Д.Х., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело по кассационной жалобе Масловой Марии Ивановны на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 15 ноября 2010 года по заявлению Масловой Марии Ивановны об оспаривании решения органа местного самоуправления У С Т А Н О В И Л А : Маслова М.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны М.Н.А., умершего ---. С марта 2010 года она состояла на очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО «р.п. Красные Баррикады» в льготном списке «О ветеранах» под №---. Решением жилищной комиссии Администрации МО «р.п. Красные Баррикады» от --- она была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям соответствия санитарным нормам жилого дома, находящегося по адресу: <--->., в котором она проживает. Не согласившись с указанным решением, она обратилась с заявлением в прокуратуру Икрянинского района, прокурором района главе администрации вынесено представление об устранении допущенных нарушений закона. Считает указанное решение жилищной комиссии органа местного самоуправления незаконным и противоречащим Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, а также ст. 49 ч. 3 и ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Считает необоснованной ссылку Администрации МО «р.п. Красные Баррикады» на ст. 56 Жилищного кодекса, поскольку указанная статья предусматривает исчерпывающий перечень случаев снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ни один из перечисленных случае в ней, к ее ситуации не применим. Также не согласна с доводами администрации МО «р.п. Красные Баррикады», что представленные ею документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как ранее в марте 2010 года все представленные ею в администрацию документы были проверены и она была поставлена на учет на улучшение жилищных условий. Поскольку все представленные ею документы подтверждали и подтверждают её право ростоять на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, она является членом семьи умершего участника ВОВ и на неё распространяется действие Федерального закона «О ветеранах», просит суд признать решение жилищной комиссии при администрации МО «р.п. Красные Баррикады» от --- незаконным и необоснованным, и обязать администрацию МО «р.п. Красные Баррикады» поставить её на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании заявитель Маслова М.И. и ее представитель поддержали заявление по изложенным в нем обстоятельствам. Представитель администрации МО «р.п. Красные Баррикады» Рудаева Л.В. заявленные требования не признала и пояснила, что в январе 2010 года Маслова М.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Учетное дело Масловой М.И. было передано в Министерство социального развития и труда Астраханской области, однако комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан приняла решение вернуться к рассмотрению учетного дела при предоставлении акта межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания. Действительно, администрацией Рабочий поселок Красные баррикады не была создана комиссия о признании жилого дома непригодным, а был составлен акт проверки жилищных условий заявителя Масловой М.И., согласно которому Маслова М.И. имеет право состоять на учете на улучшение жилищных условий, так как не имеет собственного жилья и проживает у дочери, степень благоустройства которого не отвечает требованиям, предъявляемым к условиям проживания в Рабочем поселке Красные Баррикады ( отсутствие бани, выгребной бани). В ближайшее время администрацией будет создана комиссия для оценки жилого дома пригодным или не пригодным. Представители Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Министерства социального развития и труда Астраханской области в судебное заседание не явились. Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 15 ноября 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Масловой М. И. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права. Полагает, что у суда было достаточно оснований для удовлетворения ее заявления и неправильно применен срок исковой давности. На заседание судебной коллегии Маслова М.И., представители администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», Министерства социального развития и труда Астраханской области не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, сведений об уважительности причин своего отсутствия не представили. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями ст. 354 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав докладчика, представителя Масловой М.И.Сысуеву О.А., поддержавшую доводы представления, представителя Министерства социального развития и труда Астраханской области Леликову И.П., полагавшую решение обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в жалобе доводам. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Маслова М.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны- М.Н.А., умершего ---. По решению Администрации МО « р.п. Красные Баррикады» от --- она была поставлена на учет в льготном списке « О ветеранах» под №--- как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не имеет собственного жилья и проживает в доме дочери. Жилье не соответствует техническим нормам- без удобств. Впоследствии решением жилищной комиссии администрации МО «р.п. Красные Баррикады» от --- заявитель Маслова М.И. была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч.1 п.2 ст. 54 ЖК РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указ Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрел необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Указанные нормы законодательства предусматривают в качестве обязательного требования для улучшения жилищных условий- нуждаемость в улучшении жилищных условий. Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрен ст. 51 ЖК РФ. При постановке на учет органом местного самоуправления учитываются все действия гражданина за предшествующие 5 лет ( ст.53 ЖК РФ). В соответствии со ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В силу ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Законом Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» установлено, что для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма граждане представляют в орган местного самоуправления перечень необходимых документов(ст. 11). Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы (п.1); представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.2 ст.54 ЖК РФ). В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления На территории МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена постановлением главы администрации муниципального образования «Рабочий поселок Красные Баррикады» от 15 сентября 2008 года № 127 в размере 13 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Из материалов дела следует, что Маслова сохраняет право проживания и пользования домовладением по адресу: <--->, принадлежащим на праве собственности ее дочери С.Л.Н. на основании договора дарения от ---. Принимая решение о постановке Масловой М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия администрация МО « Рабочий поселок Красные Баррикады» руководствовалась актом проверки жилищных условий заявителя от ---, составленным комиссией из числа сотрудников органа местного самоуправления, в нарушение требований п. 42 постановления Правительства РФ от 28.01.2009 года № 47 « Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Поскольку акт межведомственной комиссии о признании помещения, в котором проживает заявитель, аварийным или подлежащим сносу или реконструкции или о признании не представлено, суд обоснованно с учетом указанных выше норм права и установленных обстоятельств пришел к выводу о законности решения жилищной комиссии администрации МО « «Рабочий поселок Красные Баррикады» от ---. Масловой М.И. не представлены документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, суд правомерно указал, что Маслова М.И. с заявлением обратилась в суд по истечении установленного ст. 256 ГПК РФ срока на обжалование, при этом доказательств. Подтверждающих уважительность причин пропуска этого срока не представлено. Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, оснований для отмены решения суда по указанным доводам не имеется. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 15 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Масловой Марии Ивановны – без удовлетворения.